Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, усиливают интерес к проблеме самоопределения, самореализации личности. У старшеклассников в течение предшествующих лет развития сложились определенные отношения к различным областям труда, представления о профессиях, о своих возможностях, ориентировка в социально-экономической ситуации, представления о «запасных вариантах выбора профессии».
Актуальность этой проблемы снова обозначилась в связи с продолжающимися реформами образования (профильное обучение, введение ЕГЭ). Наблюдаемый процесс окончательного принятия старшеклассниками решения о выборе профессионального учебного заведения, рода работы может представиться однократным, даже мимолетным (не прошел по конкурсу в один вуз – подал документы в другой). Но это лишь кажущаяся мгновенность. На самом деле все осуществляется по формуле: «мгновение плюс вся предшествующая жизнь».
Хронологически период выбора профессии совпадает как с подростковым, так и с юношеским возрастом, для которого характерно принятие ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: нахождение своего места в жизни, определение смысла жизни, формирование мировоззрения и выработка жизненной позиции. Это связано с тем, что потребность в самоопределении является центральным моментом социальной ситуации развития старшеклассников.
На профессиональное самоопределение личности оказывают влияние многие факторы: социально-экономические условия, межличностные отношения в профессиональном коллективе, профессиональное развитие, возрастные и профессиональные кризисы и т.п.
Отечественные исследователи рассматривают формирование профессионального самоопределения личности не как единичный акт выбора, а как длительный процесс ее развития в рамках будущей профессиональной деятельности.
Изучением вопросов профессионального выбора, профпригодности, профотбора, особенностей личности, формирующихся в процессе профессионального самоопределения и развития, занимались многие авторы (Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, Э. Ф. Зеер, В. Б. Шапарь, А. Г. Асмолов и др.)
Однако огромный информационный поток зачастую не только не помогает старшекласснику при выборе профессии, но и приводит его в состояние растерянности, неопределенности.
Цель исследования: Выявить и проанализировать особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
Определить условия и факторы, обеспечивающие формирование профессионального самоопределения современных старшеклассников.
Изучить влияние индивидуально-психологических, социально-демографических особенностей современных старшеклассников на формирование их профессионального самоопределения.
Объект исследования – профессиональное самоопределение старшеклассников общеобразовательной школы.
Предмет исследования – особенности профессионального самоопределения учащихся старших классов общеобразовательных учреждений.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: метод классификации и систематизации, метод обобщения и систематизации, сравнительно-сопоставительный метод.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, содержащего 22 источника на русском языке.
профессиональный самоопределение старшеклассник
Статьи по теме:
Ответственность лица, ведущего индивидуальную трудовую педагогическую
деятельность
Гражданский кодекс РФ запрещает репетитору гарантировать результат своих услуг. Например, договоренность родителей ребенка с репетитором о том, что 20% вознаграждения будут выплачены ему только в слу ...
Упреждающая адаптация как особая образовательная деятельность преподавателей ВУЗа
Профессиональная адаптация студентов вузов, по мнению большинства исследователей (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, Э.Э. Сыманюк, В.А. Толочек), носит стадиальный характер, ей свойственны кризи ...
Особенности овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного
возраста
Речь представляет собой своеобразную деятельность, которая, выступая в единстве с мышлением, занимает центральное место в процессе психологического развития ребенка. Речь имеет полифункциональный хар ...