Кризис 7 лет и проблема психологической готовности детей к обучению в школе

Статьи о педагогике » Особенности готовности к школьному обучению детей шести-семи лет с задержкой психического развития » Кризис 7 лет и проблема психологической готовности детей к обучению в школе

Страница 3

Существуют различные взгляды на определение готовности к обучению. Тем не менее, большинство ученых признают тот факт, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

В исследованиях Ф.А. Сохина, Л.А. Венгера и других выделены два больших блока готовности: общий и специальный. К общему блоку авторы относили готовность физическую, личностную, интеллектуальную, к специальной относили - подготовку к усвоению предметов курса начальной школы, обеспечивающую как приобретенные детьми первоначальных навыков чтения и счета, так и общее развитие.

Н.И. Гуткина отмечала, что личностная готовность ребенка к школе проявляется в произвольности поведения, сформированности общения, самооценки и мотивации учения. Произвольность – способность действовать в соответствие с сознательно поставленной целью. Сформированность общения охватывает основные сферы жизненных отношений ребенка (с окружающими взрослыми и со сверстниками, а также отношение ребенка к самому себе). В этом возрасте развивается связная монологическая речь ребенка. Ее специфика, в сравнении с разговорной, состоит не только в том, что в ней должны строго соблюдаться нормы литературного языка, но и в том, что построение развернутого высказывания требует гораздо большей произвольности, осознанности.

Личностная готовность предполагает также определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу обучения в школе у него должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие, и протекание учебной деятельности. Появление принципиально новых возможностей само регуляции предполагает не только развитие эмоционального контроля, но переход от внешней регуляции к внутренней и установление соподчинения мотивов поведения.

Затрагивая тему личной готовности ребенка к школе, Л.И. Божович подчеркивала значимость мотивационного плана, формирование так называемой "внутренней позиции школьника", в основе которой лежат следующие мотивы:

1)социальный, связанный с потребностью в общении, приобретать новый социальный статус;

2)познавательный, связанный непосредственно с учебной деятельносью, потребностью активного познания окружающего.

Как важное новообразование Д.Б Эльконин, Л.И. Божович отмечали возникновение моральных мотивов, например, чувство долга.

Центральный показатель умственного развития к концу дошкольного возраста – сформированность образного мышления, воображения, творчества, основ словесно – логического мышления, а также овладение средствами познавательной деятельности (умением классифицировать, обобщать, схематизировать, моделировать), владение родным языком, основными формами речи (диалогом и монологом).

Специальная готовность. Речь идет об овладении началами грамоты (чтением, письмом, математикой), элементами учебной деятельности(выделением задач общего контекста деятельности, осознанием и обобщением способов решения, планирования и контроля, овладением общим темпом и ритмом работы).

Общая и специальная готовность к школе между собой тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. В их формировании имеет значение как специфически детские виды деятельности, так и специальные области знаний (чтение, письмо, математика). Такие исследователи как Л.Е. Журова, Н.Ф. Виноградова, , А.М. Макарова др. установили, что такая подготовка важна и просто необходима.

Ребенок, поступая в первый класс, как правило, приходит в незнакомый коллектив. Ему придется наряду с освоением новой для него роли ученика определиться в системе взаимоотношений детей класса, найти свое место в нем, что мешающие первокласснику быстро адаптироваться к школе.

Итак, как видим, психологическая готовность к школьному обучению не может оцениваться лишь по тому, умеет ли малыш читать и писать. Существуют простые и доступные способы определения психологической готовности к школе, которыми могут воспользоваться взрослые, чтобы своевременно и правильно подготовить ребенка к обучению.

Психологическая готовность является залогом успешного обучения в школе. Психологически подготовленные дети достаточно быстро и успешно преодолевают возникшие трудности, но для других (менее подготовленных к школе), эти нагрузки могут стать запредельными и привести к нарушению состояния здоровья. Задача родителей и педагогов помочь таким детям адаптироваться к школе наиболее безболезненно.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Понятие «самостоятельная работа», ее функции и виды
Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Главное - приучить детей трудиться самостояте ...

Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска
Любая проблема лучше решается комплексно. Именно комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технол ...

Закономерности и условия формирования письменной речи у детей
Как мы уже видели, психологическое содержание процесса письма достаточно хорошо известно психологии, но еще нельзя сказать, что столь же хорошо известны та роль, которую играет каждый из указанных пс ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru