Учитывая полученные результаты на формирующем этапе, было выделено несколько основных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ЗПР:
• развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
• формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
• дальнейшее развитие у детей 6 - 7 лет с ЗПР общей способности к учению в разных видах деятельности, включая учебную.
Для решения поставленных задач был составлен совместно с психологом ДОУ проект коррекционно-развивающей работы с детьми.
Направления коррекционно-развивающей работы. |
Задачи |
Формы и методы | |
1. |
Развитие познавательной мотивации. |
Развитие интереса к учебным заданиям, продуктивным видам деятельности; формирование положительного отношения к познавательной деятельности. |
Занятия, экскурсии, игры. |
2. |
Развитие учебно-значимых качеств. |
Развитие умения принимать учебную задачу, желания ее выполнять; планирование, контроль и оценка собственной деятельности. |
Занятия, игры, упражнения. |
3 |
Развитие внимания, самоконтроля саморегуляции деятельности. |
Развитие свойств внимания, ориентировки в задании; обучение самоконтролю, сравнению полученного результата с образцом; развитие способности к речевому опосредованию, выполнению задания по правилам. |
Занятия, игры, упражнения, продуктивные виды деятельности |
4. |
Развитие мыслительной деятельности. |
Стимулирование мыслительной активности, развитие мыслительных операций, способности к логическому рассуждению. |
Занятия, экскурсии, игры, упражнения. |
Развитие способности к речевому опосредованию осуществлялось в рамках работы по всем вышеуказанным направлениям. Важным условием является усложнение требований к речевому опосредованию, которое идёт в двух направлениях. Прежде всего — от обязательного проговаривания ребёнком плана действий, к самостоятельному вычленению и речевому оформлению правил, относящихся к способам деятельности; далее — от принятия и проговаривания общей цели к собственному планированию и оформлению в речи средств её выполнения и уже на этой основе — к собственному целеполаганию и планированию деятельности при соответствующем речевом оформлении. Второе направление этой работы — постепенное продвижение детей от развёрнутого речевого опосредования предстоящей деятельности к развёрнутому проговариванию действий шепотом и, наконец, к свёрнутому проговариванию "про себя". Формы и методы данного направления: упражнения, игры, занятия.
Учитывая, что дети отличаются пониженной обучаемостью вследствие задержанного психического развития, имеющие функциональные расстройства нервной системы, основное внимание было обращено на формирование у детей общей способности к обучению.
1. Для развития устойчивого положительного эмоционального отношения к познавательной деятельности подбирались интересные игровые ситуации, развивающие игры и упражнения, направленные на развитие желания узнать новое. С детьми проводились познавательные беседы, рассматривались школьные принадлежности. Упражнения, формирующие у ребенка стремление к размышлению и поиску, требующие нетрадиционного подхода. Использовались задачи, имеющие несколько правильных ответов, задачи с недостающим или избыточным условием, логические задачи. Например: детям предлагались сюжетно-логические задачи (с прямыми и обратными утверждениями)
Мальвина и Красная Шапочка пили чай с вареньем. Одна девочка пила чай с вишневым вареньем, другая — с клубничным. С каким вареньем пила чай Красная Шапочка, если Мальвина пила чай с клубничным вареньем? (задача с прямым утверждением).
Буратино и Пьеро соревновались в меткости. Один из них бросал в цель камушки, другой — шишки. Что бросал в цель Буратино, если Пьеро не бросался шишками? (задача с обратным утверждением).
2. Для развития учебно-важных качеств были подобраны упражнения и игры. Мы учили детей принимать учебную задачу, следовать инструкции, планировать и контролировать свою деятельность. Были подобраны следующие игры и упражнения: "Рисование флажков", "Круги", "Узор", "Мозаика" (приложение 9).
Статьи по теме:
Понятия взаимодействия,
сотрудничества
взаимодействие сотрудничество педагог дошкольный Сегодня, признав приоритет семейного воспитания перед общественным, возложив ответственность за воспитание детей на родителей мы понимаем, что это тре ...
Целевые ориентиры организации
Идеал (видение) – формирование позитивного имиджа образовательного учреждения, основанного на стремление удовлетворить потребности современного общества. Школа с комфортными и здоровыми условиями обу ...
Педагогика как искусство
Итак, мы находим, что те различия между наукой и искусством, на которые указывают (между прочим, Милль и за ним Ушинский), в значительной степени неправильны, что на основании этих различий нельзя пр ...