Обучение восприятию и созданию текста - единый творческий процесс

Статьи о педагогике » Изложение как вид работы по развитию речи » Обучение восприятию и созданию текста - единый творческий процесс

Страница 6

Мотивом говорения и письма является мысль, как опредмеченная потребность.

Существует три фазы продукции речи:

I фаза - побудительно-мотивационная, соединяется мотив и коммуникативное намерение. При этом мотив - это то, что объясняет характер данного речевого действия, а коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий или пишущий, планируют ту или иную форму воздействия на читающего или слушающего. Средствами выражения коммуникативного намерения в устной и письменной речи являются лексические и грамматические средства, в устной речи еще интонация, пауза, темп, мимика и жесты, а в письменной - порядок слов, знаки препинания.

II фаза - ориентировочно-исследовательская, представлена в виде свернутых действий по программированию и формулированию мыслей.

В этой фазе выделяют два уровня:

1. Смыслообразующий - формирование замысла и программы речи.

Замысел - общий, нерасчлененный смысл высказывания. Он задается в единицах предметно-схемного кода. В замысле намечается основной тезис текста, является предварительным смысловым планом высказывания, исполняющимся, уточняющимся говорящим или пишущим в течение всего процессе реализации замысла.

На этом уровне проявляется весь лингвистический опыт говорящего или пишущего, - чувство языка, знание условий и правил употребления языковых единиц. На этом уровне актуализируются хранящиеся в долговременной памяти понятия.

2. Смыслоформулирующий - одновременно замысел развертывается во времени, это схема временного развертывания отражает связь и последовательность понятий, выявляет "грамматику мыслей", являющуюся отражением логики событий и осуществляется по правилам синтаксиса языка. Происходит отбор слов и грамматико-синтаксическое оформление мысли.

III фаза - исполнительная, для говорения, произнесения речи и интонирования, для письма - графическое оформление речи.

На этой фазе осуществляется текущий контроль, состоящий в том, что создатель речи находит ошибки на основе эталона, который формируется у создателя речи в результате собственной речевой практики и сопоставление собственной речи с эталоном.

На каждой фазе, каждый единичный акт речи или речевое действие состоит из этапов ориентировки, планирования, реализации и контроля.

Этап ориентировки - определение целей и задачи высказывания. Уточнение его темы, уточнение жанра и стиля, определение адресата или состава аудитории.

Этап планирования - отбор и продумывание содержания, составление программы высказывания, отбор языковых средств. Программа формируется во внутренней речи и существует в виде "смысловых сгустков".

Этап реализации - осуществляется деятельностью говорения и письма, отбираются слова, синтаксические варианты, наиболее адекватно передающие предмет речи, раскрывающие тему и основную мысль и соответствующие условиям и задачам общения.

Этап контроля - сопоставление результата речевого действия и задач общения, нахождение ошибочного звена.

На каждом из этих этапов срабатывает определенный механизм. Ученые выделяют семь механизмов:

1) механизм репродукции, обеспечивает воспроизведение готовых и усвоенных человеком структурно-смысловых блоков, хранящихся в долговременной памяти;

2) механизм выбора языковых средств. Эффективность работы этого механизма зависит от:

смысла сообщения;

целей;

ситуативного окружения;

отношений между говорящим и пишущим;

особенностей реципиента.

3) механизм комбинирования. Конструирование речи осуществляется на основе языкового чутья норм языка и знаний языка;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Взгляды на участие России в Болонском процессе
Как говорилось выше, у нас в стране есть как противники, так и сторонники реформирования системы образования. Какие же доводы приводят последние за движение реформ в направлении европейских изменений ...

Особенности психологической готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития
Комплексное изучение дошкольников с ЗПР ведущими педагогами и психологами Т.А.Власовой, М.С.Певзнер, К.С.Лебединской, В.И.Лубовским, С.Г.Шевченко, Н.Ю. Боряковой, У.В. Ульенковой и др., показало, что ...

Опыт по организации дифференцированного обучения на уроках физики в период педагогической практики
Чтобы организовать дифференцированное обучение на уроках физики, нужна была предварительная подготовка: необходимо было разделить учеников на группы по успеваемости. Для этого я изучала классный журн ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru