Их основное назначение- способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыков развитию умственных способностей.
Каждая дидактическая игра имеет дидактическую задачу, игровые действия и игровые правила.
Дидактическая игры являются и методом обучения и самостоятельной игровой деятельностью.
В руководстве играми с правилами следует выделить три этапа:
Подготовка
Проведение
Анализ результатов
1.Подготовка: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения конкретной возрастной группы с учетом времени проведения игры в свободное время или на занятии. Определение кол-ва участников, отбор необходимого дидактического материала, пособий.
2.Проведение игры не составит труда воспитателю, если он и дети будут тщательно подготовлены к ней. Необходимо ознакомить детей с правилами игры с ее содержанием и игровыми действиями. Участвуя в игре , взрослый направляет действия детей советами, напоминаниями, непосредственным показом.
3.Анализ игры. Это самый ответственный момент руководстве ею. Педагог отвечает самых активных детей, кто чет ко выполнял правила игры, помогал своим товарищам, был честен при выполнение правил игры. Кроме того анализ помогает выявить индивидуальные особенности в поведении и характер дет ей, а значит, правильно организовывать работу с ними.
Младший возраст.
В младшем возрасте используют дидактические игры назакрепление умений подбирать предметы по цвету, размеру, собирать пирамидку. Учат собирать картинку из 4-6 частей ( «Наша посуда», «игрушки «и др…) В совместных дидактических играх учатся выполнять постепенно усложняющиеся правила.
Содержание и правила дидактических игр во многом зависит от воспитательных задач, которые ставятся перед детьми различных возрастных групп в процессе их обучения и воспитания.
В дидактических играх младших дошкольников большое значение имеет:
Наглядность;
Сюжет;
Слово.
Средний возраст.
В этом возрасте дидактические игры учат детей, совершенствовать умение сравнивать предметы по внешним признакам группировать их; составлять из части целое, закреплять представление о св-вах предметов.
Совершенствуются тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей. Развивается наблюдательность и внимание.
В средней группе умственные задачи усложняются, и всё большее значение приобретает слово: дети называют известную им вещь по описанию, отгадывают загадки. Правила игры уже зависят не столько от характера игрушки, сколько от игры в целом; они вносятся в неё как составной компонент (например, отвечать, когда спрашивают, следить за ответом товарищей).
Старший возраст.
Дидактические игры этого возраста направлены на обогащение и систематизирование знаний детей о природе, явлениях общественной жизни, предметах окружающего мира. Развивают память, внимание воображение мышление, речь.
Педагог учит подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творчество и самостоятельность, Культуру честного соперничества в играх.
Старший дошкольный возраст.
В старшем дошкольном возрасте дидактическая игра направлена на закрепление пройденного материала. Формируется умение организовывать игры, исполнять роль ведущего. Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. Игры направлены на подготовку ребенка к школе.
Статьи по теме:
Развитие мышления ребенка
В преддошкольном возрасте (до трех лет включительно) мышление в основном наглядно-действенное. В возрасте четырех – семи лет возникает наглядно-образное мышление в простейшей форме преимущественно у ...
Диагностика профессионально значимых качеств
личности, профессиональных склонностей и профессиональной направленности у
учащихся старших классов школы 1356 г. Москва
Нормы по СЖО, рассчитанные на нашей выборке, показали, что большинство старшеклассников (88,5% - 177 человек) имеют высокие и средние показатели осмысленности жизни. Они характеризуются как целеустре ...
Содержание и последовательность работы над изложением
Изложение - одно из средств обучения связной речи, средств формирования и совершенствования умений, необходимых для реализации коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения. Следователь ...