Система экологического воспитания: средства, методы, формы и приёмы

Статьи о педагогике » Экологическое воспитание детей на уроках в начальных классах » Система экологического воспитания: средства, методы, формы и приёмы

Страница 2

Специфической формой организации деятельности младших школьников по изучению и охране природы являются игры и учебно-игровые ситуации. Они позволяют ребёнку выбрать собственный образец поведения, соответствующий его интересам, чувствам и убеждениям. Детские игры – отражение жизни. Воображаемые условия, имеющиеся в игре, способствуют тому, что знания об окружающем мире не только понимаются, но и легко закрепляются. Усваиваются моральные нормы и правила поведения в окружающей среде. У ребёнка формируется опыт принятия экологически грамотных решений. Дети играя, учатся жить в этом мире, общаться с его обитателями, предметами и явлениями.

Игры, используемые для решения задач экологического образования, очень разнообразны, например: дидактические, творческие, ролевые, деловые, игры – соревнования, имитационные.

Дидактические игры – это игры с правилами. Их главное свойство, по мнению психологов, в том, что познавательные задачи выступают перед ребёнком не прямо, а в завуалированной форме. Играя, ребёнок и не думает учиться, но в результате игры узнаёт что-то новое. Такое учение происходит ненавязчиво, непреднамеренно. Эти игры помогают формировать такие компоненты учебной деятельности, как принятие учебной задачи, самоконтроль, самооценка. К дидактическим играм экологического содержания относят игры с картинками типа лото, природным материалом «Чудесный мешочек»; игры загадки, например по «портрету» на карточке найди растение в гербарии. А если игра проводится в природе, то в лесу на поляне и т.д. Можно рекомендовать придумать загадку к объекту, который нравится ученику.

Ролевые игры экологического содержания основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности. Ролевая игра является коллективной формой работы. Она содействует усвоению школьниками данного социального и материально-ценностного опыта детей, развивает творческие способности учащихся и их представлений.

Ролевое поведение даёт возможность ребёнку проявлять самостоятельность суждений, формирует их умения вести дискуссию, использовать свои знания.

Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической реальности и предметного содержания экологической деятельности. Например, игра «Кто, где живёт?» раскрывает зависимость распространения животных от условий среды обитания.

Игры соревнования экологического содержания основаны на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний и умений. К этому типу относятся конкурсы: кроссвордов, загадок, проектов, путешествий и т.д. Они широко используются в практике работы школ.

В последние годы учителя стали применять метод проектов. Раскрывая педагогическую значимость этого метода, И.В. Цветкова подчёркивает, что: «…метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, педагогизирующих процесс освоения ребёнком окружающего мира, стихию влияний окружающей среды на ребёнка». [Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль: Академия развития, 1997. – с. 72 – 73].

Метод проектов включает этапы: выдвижение цели, осознанной и принятой детьми; разработку плана действий, практические действия, шаги к намеченной цели, подведение итогов выполнения проектов. Проекты могут быть кратковременными и длительными. Метод проектов используется на уроке и во внеурочное время.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Основные задачи курса «Методика физического воспитания и развития детей» в педагогическом колледже
Пидкасистый П.И. (1996) говорил, что совершенствование деятельности специалиста по физической культуре во многом зависит от качества его профессиональной подготовки в колледже или вузе. Основополагаю ...

Дисграфия как предмет исследования
Для обозначения недостатков письменной речи употребляют термин "дисграфия" — от лат. "графо" — пишу, частица "дис" указывает на качественное нарушение процесса. Дисграфи ...

Роль взрослого в воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, накопления нравственного опыта, формирования личности. Этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о доб ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru