Упреждающая адаптация как особая образовательная деятельность преподавателей ВУЗа

Статьи о педагогике » Упреждающая адаптация как особая образовательная деятельность преподавателей ВУЗа

Страница 4

Подразделим их на общие и частные. Сущностной характеристикой первых выступает их универсальность, т.е. способность приводить субъекта деятельности к адаптивному состоянию в период вхождения как в профессиональное образование, так и в профессиональную деятельность, вторых - к конкретному аспекту новой реальности.

Поведение адаптанта может быть реализовано посредством сформированных механизмов, запуск и функционирование которых обеспечивались уже на предыдущих этапах развития, и формирующихся, становление которых завершается на этапе профессионализации.

В качестве ведущих процедур адаптации студентов к педагогической деятельности, обеспечивающих формирование идей об исполнении учебного и учебно-профессионального поведения, его новых и измененных схем, выделены экстериоризация, научение через моделирование, а также самоэффективность, антиципация и рефлексия.

Анализ исследований по проблеме адаптации студентов и начинающих учителей (С.Г. Вершловский, Л.Н. Лесохина, Х.Й. Лийметс, Б.Я. Недзвецкий, М.И. Педаяс, В.А. Сластенин, А.А. Реан, Ф.Р. Юзликаев) показывает, что процесс и результат вхождения в образовательную среду вуза и конструируемую преподавателем профессиональную реальность целесообразно осуществлять на основе совокупности критериев.

Следуя логике антропологического подхода, в качестве концептуальных критериев адаптации студента выделены следующие: умение находить баланс между необходимостью самореализации в вузовской и конструируемой профессиональной реальности и соответствующими ограничениями, налагаемыми внешней средой; обладание ценностью развития; активная позиция в период адаптации, выражающаяся в продуцировании идей, в создании проектов в учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности; высокий уровень развития рефлексии как способности воспринимать окружающую действительность и адекватно на нее реагировать.

Фактические критерии адаптации к педагогической деятельности определены с учетом вхождения студентов в учебно-познавательную, коммуникативную и учебно-профессиональную деятельность на этапе профессионализации:

критерии дидактической адаптации: успеваемость, самоэффективность в учебно-познавательной деятельности, желание учиться, мотивы учебно-познавательной деятельности, активность, самочувствие, настроение, ситуативная тревожность;

критерии социально-психологической адаптации: социометрический статус, удовлетворенность во взаимоотношениях в учебной группе, представления о ней, тревожность в сфере общения со сверстниками и преподавателями, уровень благополучия взаимоотношений в учебной группе, индекс изолированности; критерии профессиональной адаптации: представления о педагогической профессии, удовлетворенность профессиональным выбором, мотивы учебно-профессиональной деятельности, профессиональные компетентности

Выделенные нами критерии адаптации позволяют произвести оценку адекватности и реалистичности модели упреждающей адаптации студентов к педагогической деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по теме:

Букет подходов
Однако возможности песочной терапии проявляются и в другой плоскости. Созданная клиентом картина из песка является творческим продуктом. И в этом смысле песочная терапия становится привлекательной дл ...

Технологии работы с детьми группы риска
Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально-педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы: · организацио ...

Рекомендации для учителей и родителей
В настоящее время одной из мер коррекции временных задержек психического, речевого, моторного развития может стать обучение ребенка в классах "коррекционно-развивающего обучения", которые п ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru