Правовая культура: понятие, структура, функции

Страница 4

2) развитие правовой деятельности, поскольку уровень развития правосознания может быть зафиксирован лишь в правовом поведении. При этом правовая деятельность проявляется в теоретической деятельности (исследования ученых-юристов), образовательной (обучение в юридических учебных заведениях) и практической (правотворческой и правореализующей); 3) степень совершенства системы юридических актов различного вида, в которых закрепляется право данного общества. Среди них определяющее значение имеет законодательство государства. Но уровень правовой культуры общества раскрывают и индивидуальные правоприменительные акты.

Эти три элемента тесно взаимосвязаны, и каждый из них проявляется в двух других, поэтому их выделение весьма условно. Важно подчеркнуть, что при характеристике уровня правовой культуры речь может идти не о самих правовых явлениях – правосознании, правовой деятельности, системе правовых актов, а об их уровневых состояниях, т. е. степени прогрессивного развития.

В то же время, проф. В. П. Сальников в качестве структурных элементов правовой культуры выделяет компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения, а также право и правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерную деятельность субъектов. При этом особое внимание он уделяет деятельной стороне правовой культуры, выделяя а) деятельность непосредственно в правовой сфере; б) деятельность неправового характера, но связанную с действием права (журналистика, кино, литература и т. д., отражающие правовые идеи, оценки, чувства). В содержание правовой культуры входят не просто законность, правосознание, а уровень их развития.

Структура правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте включает следующие наиболее крупные элементы, которые имеют свое определенное содержание и качественный уровень:

- право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю;

- правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности;

- правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права;

- правовое поведение, деятельность.

Чаще всего в структуре правовой культуры выделяют три составляющие: знание о праве, отношение к праву, навыки правового поведения. Таким образом, человек, обладающий высокой правовой культурой, должен ориентироваться в законодательстве, обладать позитивным правосознанием, основанном на уважении права, уметь при необходимости правильно его реализовать, в том числе в конфликтных ситуациях. Следовательно, правовая культура представляет собой образ мышления, норму, стандарт поведения, а в целом – правовой менталитет общества.

Были определены характеристики уровней сформированности правовой культуры школьников:

Начальный (низкий) уровень характеризуется несформированностью правовой культуры, поверхностными правовыми знаниями: минимальным пониманием правовой информации, юридической терминологии, непониманием нравственного смысла закона, отсутствием чувства долга, справедливости, ответственности; отсутствием положительной мотивации и стремления к правовому образованию.

Средний (базовый) уровень характеризуется частичной сформированностью компонентов правовой культуры: ребята показывают недостаточно точные правовые знания, минимальное понимание правовой информации, интерес к правовой информации неустойчив, юридические термины употребляются минимально. Понимание нравственного смысла закона и потребность в точном соблюдении норм права недостаточно сформированы. Немногочисленные правовые умения не всегда достаточны для решения ситуаций правового характера.

Уровень выше среднего характеризуется сформированностью большинства компонентов правовой культуры. Обнаруживаются достаточные правовые знания, оперирование правовыми терминами, понимание правовой информации. Эмоционально-ценностный компонент сформирован на уровне осознания ценностей и частичной опоры на них в своем поведении. Присутствует интерес к правовой сфере и желание осуществлять различные виды деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Особенности речевого развития детей на разных возрастных этапах
Развитие речи ребенка происходит в несколько этапов, на каждом из них осуществляется структурное изменение речи, совершенствование механизмов, накопление словарного запаса, овладение новыми видами и ...

Роль контрольно-оценочной деятельности в развитии мотивации учения младших школьников
В системе уроков необходимо не часто, но своевременно использовать разные виды проверок (предварительную, текущую, тематическую), причем в сочетании устных и письменных, групповых и индивидуальных фо ...

Условия эффективности игры как воспитательного средства
Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умения использовать средство ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru