Причины отклоняющегося поведения

Статьи о педагогике » Социализация подростка » Причины отклоняющегося поведения

Исследователи отклоняющегося поведения отводят значительное место в своих работах анализу мотивации

детей и подростков при осуществлении ими тех или иных правонарушений. Мотивация, по определению психологов, представляет собой процесс побуждения личности к совершению тех или иных действий. Наиболее частыми мотивами отклоняющегося поведения подростков специалисты называют:

1)попытки самоутверждения;

2)протест против действительности, несправедливости взрослых;

3)стремление обратить на себя внимание взрослых;

4)корыстные цели и т. д.

Для определения особенностей отклоняющегося поведения детей и подростков столь же значимым является выяснение причин,

толкнувших их на нарушение социальных норм жизни. Исследователи выделяют достаточно широкий спектр причин, приводящих детей к девиации. В качестве таких причин чаще всего выступают:

♦ дефекты семейного воспитания, приводящие к искажению нравственных качеств личности;

♦ деформация ценностных ориентации (несоответствие потребностей возможностям);

♦ отрицательное влияние ближайшего окружения;

♦ зависимость подростка от референтной группы;

♦ различные формы насилия по отношению к ребёнку, в том числе в семье;

♦ эмоциональная неразвитость;

♦ недостаточная правовая информированность;

♦ незнание социальных норм;

♦ развод родителей;

♦ смерть близкого человека;

♦ низкая досуговая культура;

♦ особенности эмоционально-волевой сферы (неумение противостоять негативным влияниям, «держать удар», безволие);

♦ психическое заболевание и т. д.

Большинство указанных причин в той или иной мере связаны с факторами неблагополучия родительской семьи.

В ряде случаев причина становится побудителем конкретного вида отклоняющегося поведения, т. е. существует причинно-следственная связь, которую можно предвидеть с той или иной долей вероятности. Данный феномен представляет особую важность для специалистов-практиков, осуществляющих превентивную работу с несовершеннолетними «группы риска». К примеру, смерть близкого человека или развод родителей могут спровоцировать суицидальное поведение ребёнка; физическое насилие в отношении ребёнка порождает ответную агрессию и т. п. Вместе с тем наблюдаются и парадоксальные зависимости: исследования психологов свидетельствуют, что алкоголизация родителей определяет не столько последующее алкогольное пристрастие подростка, что было бы логично, сколько его повышенную склонность к наркотикам.

Статьи по теме:

Задачи и содержание опытно-экспериментальной работы
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ ЦРР детский сад №462 г. Челябинска, в старшей группе, количество детей – 18 человек. Задачи опытно-экспериментальной работы: Выявить уровень с ...

Математические определения. Типы ошибок в определении понятий
Заключительный этап формирования понятия – его определение, т.е. принятие условного соглашения. Под определением понимается перечисление необходимых и достаточных признаков понятия, сведённых в связн ...

Принципы дидактики в обучении математике
Методика не только использует достижения дидактики для усовершенствования учебного процесса, но и сама оказывает влияние на развитие дидактики МПМ, решая свои задачи, учитывает основные общедидактиче ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru