Экспериментальное изучение содержания и методики национального воспитания младших школьников

Статьи о педагогике » Содержание и методика национального воспитания младших школьников » Экспериментальное изучение содержания и методики национального воспитания младших школьников

Страница 1

Цель данного этапа: изучить возможности организации национального воспитания в начальной школе.

База исследования

Исследовательская работа была проведена в школе № 50 в 4 «А» и 4 «В» классах (50 учащихся). Работа проводилась в форме уроков, классных часов и развлечений.

Ход исследования

Младший школьный возраст оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству понимать и принимать народные обычаи, обряды, традиции.

Разрабатывая программу национального воспитания, мы опирались на теоретические и опытно-экспериментальные разработки проблемы воспитательного значения средств народной педагогики. (Г. Н. Волкова, Д. И. Латышиной, В. Н. Николаева, М. Ю. Новицкой и других), учитывали, как осуществляется воспитание младшего школьника на основе народной педагогики в семье и школе.

Прежде чем приступить к разработке данной программы мы изучили реальное состояние использование народных традиций школьников I-IV классов.

В результате использования различных методов исследования был получен материал, характеризующий уровни приобщения младших школьников к средствам народной педагогики в семье и школе. Он анализировался по ряду параметров: изучение словесной письменности, знакомство с образом семейной жизни русских крестьян, средства народной педагогики, русские народные праздники и участие в них, искусство в народном быту и его воспитательное значение и другие.

Выявленные и охарактеризованные уровни приобщения детей к средствам народной педагогики (низкий - 18%, средний - 60%, высокий - 22%) позволили определить направления и формы работы с младшими школьниками.

В процессе анализа планов уроков учителей начальных классов и учителя музыки выяснилось, что в данной школе уделяют большое внимание нравственному и эстетическому воспитанию детей. Но, говоря о знаниях детей в области народного искусства, в процессе беседы с детьми выяснилось, что они проходили русские народные сказки, песни и пр., но не давали значения об их народном происхождении. Чтобы выяснить их знания в области русского народного творчества, был проведен констатирующий эксперимент, в котором выяснилось, что дети знают русские народные песни, которые они разучили на уроках музыки, могут назвать две-три русских сказок, но не видят разницы между русскими народными инструментами и инструментами других народов, путают авторские сказки, песни с народными, и не могут назвать русские имена, блюда, игры и т.п.

Была разработана программа по внесению в учебный процесс занятий по национальному воспитанию. Программа разработана так, чтобы проводимые занятия не мешали учебному процессу и не утомляли детей, поэтому на каждую четверть приходится одно занятие и одно мероприятие по определенной теме. И самое главное, они не должны проводиться как уроки, на таких занятиях дети должны отдыхать.

Работа по приобщению младших школьников к народным традициям в семье и школе включает в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляется прямым и косвенным путями: сообщение необходимых теоретических знаний в соответствии с возрастными возможностями; опрос детей, какие народные традиции они знают из своей семьи, организация работы с семьей, организация практики использования народной педагогики во внеурочной деятельности. В качестве направлении работы по приобщению детей к народным традициям мы выделяем следующие: выявление знаний учащихся народных традиций, умение их использовать в современной жизни, выявление семейных традиций, обрядов, творческие работы младших школьников с использованием средств народной педагогики, воспитательное значение народной педагогики. Соответственно этим направлениям выделены задачи приобщения детей к народному творчеству.

В четвертом классе третья четверть посвящена празднику «Масленица». Поэтому я провела урок, посвященный русским народным инструментам, классный час «Масленица» и, конечно же, сам праздник «Масленица». Во время занятий дети знакомились с русским народными песнями, играми, учились играть на народных инструментах. В подобной деятельности развивается речь, память, мышление, музыкальные способности, что способствует интеллектуальному и творческому развитию.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

История развития керамических промыслов
«Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал». Эту загадку в старые годы мог отгадать каждый ...

Понятие поисковой активности
Одной из важных характеристик, позволяющих судить о сформированности жизненной позиции, является способность к построению такой системы взаимоотношений с окружающим миром, при которой возникновение с ...

Сюжетно-ролевая игра – это игры , которые придумывают сами дети
В них отражаются их знания, впечатления представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. У каждой игры есть тема, игровой замысел, сюжет содержание роли. Дошкольное детство - от 3 ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru