Понятие логического мышления

Логическое мышление как феномен изучается различными науками: философией, психологией, логикой. Каждая из них по-своему, что вполне справедливо, определяет его сущность.

Так, например, в одних источниках логическим мышлением называют процесс мышления, в котором умозаключения строго основываются на правильных суждениях. При таком мышлении явление получает убедительное объяснение, безошибочно устанавливаются причины и следствия, выявляются связи и отношения между понятиями, которые выражаются в суждениях, верность которых нельзя опровергнуть.

В других – определяют словесно-логическое мышление как один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций.

В свою очередь, в словаре психологических понятий К.К. Платонова логическое мышление определяется как “вид мышления, сущность которого в ориентировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики”.

Отметим, что в психолого-педагогической литературе “логическое мышление” практически отождествляется с понятием “абстрактное”, “теоретическое”, “понятийное”, “категориальное”, “словесно-логическое (дискурсивное)” мышление, иногда они рассматриваются как синонимы.

Но при этом все сходятся в том, что логическое мышление – есть абстрактное, аналитическое, синтетическое мышление, функционирующее на базе языковых средств, активно развивающееся у человека, начиная с определенного возраста – с началом его обучения.

Цель развития логического мышления (определенность, последовательность, доказательность мысли) достигается решением следующих задач: овладение основными мыслительными операциями, структурой логических форм мышления, переносом приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую. Организация логической подготовки базируется на принципах преемственности, учета возрастных особенностей, раскрытия общезначимости логических форм и отношений и др.; а содержание ее включает основные логические умения и соответствующие им мыслительные операции. Развитие логического мышления осуществляется посредством изучения процесса мышления, активного использования речи, соединения и взаимообогащения всех видов мышления.

Статьи по теме:

Проблема физического воспитания дошкольников в современных исследованиях педагогов и психологов
Изучением данного вопроса занимались многие ученые. За последние годы проведены исследования, установившие эффективность использования методов соревнования и творческих заданий в подвижных играх дете ...

Сущность, основные тенденции и идеи демократизации образования
Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга и т.д. Педагог старается принимать реш ...

Диагностика уровня сформированности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Мы оценивали игровые умения, представленные в методике Н.Я. Михайленко: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействия, использовать ролевой диалог, ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru