Логическое мышление как феномен изучается различными науками: философией, психологией, логикой. Каждая из них по-своему, что вполне справедливо, определяет его сущность.
Так, например, в одних источниках логическим мышлением называют процесс мышления, в котором умозаключения строго основываются на правильных суждениях. При таком мышлении явление получает убедительное объяснение, безошибочно устанавливаются причины и следствия, выявляются связи и отношения между понятиями, которые выражаются в суждениях, верность которых нельзя опровергнуть.
В других – определяют словесно-логическое мышление как один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций.
В свою очередь, в словаре психологических понятий К.К. Платонова логическое мышление определяется как “вид мышления, сущность которого в ориентировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики”.
Отметим, что в психолого-педагогической литературе “логическое мышление” практически отождествляется с понятием “абстрактное”, “теоретическое”, “понятийное”, “категориальное”, “словесно-логическое (дискурсивное)” мышление, иногда они рассматриваются как синонимы.
Но при этом все сходятся в том, что логическое мышление – есть абстрактное, аналитическое, синтетическое мышление, функционирующее на базе языковых средств, активно развивающееся у человека, начиная с определенного возраста – с началом его обучения.
Цель развития логического мышления (определенность, последовательность, доказательность мысли) достигается решением следующих задач: овладение основными мыслительными операциями, структурой логических форм мышления, переносом приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую. Организация логической подготовки базируется на принципах преемственности, учета возрастных особенностей, раскрытия общезначимости логических форм и отношений и др.; а содержание ее включает основные логические умения и соответствующие им мыслительные операции. Развитие логического мышления осуществляется посредством изучения процесса мышления, активного использования речи, соединения и взаимообогащения всех видов мышления.
Статьи по теме:
Пути диагностики и коррекции нарушений письменной речи
при смешанной дисграфии
Педагогическая практика показывает, что педагоги, родители детей, страдающих дисграфией, обращаются за помощью логопеда тогда, когда с возникшими проблемами они сами уже не могут справиться. Логопеду ...
«Болонский процесс»
«Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой ...
Организация обобщающего повторения темы «Многоугольники» в курсе геометрии
9 класса
При обобщающем повторении темы «Многоугольники» происходит сопоставление понятий треугольник, параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция, выясняются связи между ними. Эти понятия включают ...