Поэтому взрослые, обращая внимание на развитие чувств ребенка, при чтении сказок должны не забывать о тех мыслительных процессах, на которых основывается эмоциональное отношение к событиям. Благодаря сказке. Ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. Народная сказка особенно пробуждает активность ребенка, так как она настраивает его на сопереживание, сочувствие, ребенок мысленно проходит с героем весь путь. Само построение сказки, ее противопоставление добра и зла, фантастически и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, явления, доступных пониманию дошкольника, результаты характерных поступков, все это делает народную сказку особенно интересной и волнующей для детей. Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоционально- нравственное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям. Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.
Так какие же полезные уроки может извлечь ребенок из сказки? Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.
Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову. Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей. Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники. Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван - дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж. Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой. Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство "полцарства в придачу". Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков. Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей. И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира? Эти уроки дети воспринимают интуитивно и очень легко. Они с удовольствием живут в этом волшебном мире, хотят возвращаться в него снова и снова (отсюда и просьбы почитать снова ту самую сказку), а часто и сами придумывают этот волшебный мир. Такое устное народное творчество малыша способствует развитию образного мышления и связной речи. Ведь самое главное, чему учит нас сказка – оставаться в душе ребёнком, а значит, чуть-чуть Волшебником.
Таким образом, народная сказка представляет собой литературный жанр, соответствующий особенностям возрастного развития дошкольников, являющийся важным средством их нравственного воспитания. Формируя нравственные представления у ребенка в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Как известно, в дошкольном возрасте начинает складываться нравственный облик человека, впечатления, полученные в этот период, сохраняются надолго и оказывают свое влияние на формирование психики. Одно из ярких впечатлений детства – русская народная сказка. В литературе имеется материал, свидетельствующий о ее влиянии на чувства, взгляды. Значение сказки различно для каждого человека и даже для того же человека. В разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый ребенок открывает для себя собственное решение насущных жизненных проблем. Воспитательное значение сказки огромно, и поэтому в дошкольном возрасте, для формирования различных свойств и человеческих качеств личности. Работа, проводимая с детьми по сказкам, развивает сферу чувств, формирует нравственные представления, развивает эмоциональные восприятие детей. В тоже время формирование нравственных представлений старших дошкольников через сказку – результат длительной и глубокой творческой работы. В системе воспитательно- образовательного процесса в МБДОУ нравственное воспитание занимает важное место, поскольку за ним стоит не только формирование нравственных качеств человека, но всей гармонично развитой личности в целом. Ее духовных потребностей, нравственных идеалов, умственных способностей. Изучая литературу, можно сделать вывод, что сказка, при ее правильном использовании в педагогическом процессе МБДОУ может являться эффектным средством формирования нравственных представлений старших дошкольников. При использовании в работе с детьми сказок, с ярко выраженными нравственными понятиями, и нетрадиционными приемами работы со сказкой, у детей легко формируются нравственные представления, являющиеся основой нравственного воспитания.
Статьи по теме:
Методика развития мотивации учения у младших школьников
Главное, чему нужно научить ребёнка на уроках - это размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения и проверять их правильность, наблюдать, обобщать и делать выводы ...
Метод развивающего дискомфорта
Самая сильная потребность одаренных детей – накопление и усвоение знаний. Одаренный ребенок чувствует себя по настоящему комфортно только тогда, когда он может спокойно приобретать знания. Так, на во ...
Существо переживаний
Естественно, такой терапевтический эффект не мог долго оставаться незамеченным психотерапевтами. Карл Густав Юнг открыл песок для научного осмысления в контексте психотерапевтической помощи взрослым. ...