Значение дидактических игр и лексических упражнений для развития словаря детей дошкольного возраста

Статьи о педагогике » Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей » Значение дидактических игр и лексических упражнений для развития словаря детей дошкольного возраста

Страница 3

К старшему дошкольному возрасту дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно «заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря». Вместе с тем «семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются еще далеко не завершенными».

В старших группах проводятся словесные дидактические игры, в ходе которых ребенку задают вопрос за вопросом, а он должен быстро дать короткий ответ. Важно, чтобы в играх использовался материал, хорошо известный детям, а вопросы воспитателя и ответы детей были краткими и следовали друг за другом без длительных пауз, иначе игровое начало исчезнет. В словесных играх важен подбор словаря для игры (примерно 5 – 10 слов). Он позволит воспитателю в случае необходимости возвратиться к словам, вызвавшим у детей трудность. Перечень слов следует заучить, чтобы сохранить нужный ритм в игре. Игровое задание предлагается сразу всем дошкольникам, а после секундной паузы вызывается один ребенок или несколько детей по очереди.

Кроме дидактических игр используются дидактические упражнения, игровая задача которых заключается в быстром подборе точного слова-ответа ведущему. Эти упражнения должны быть кратковременными. Роль ведущего сначала выполняет воспитатель, а затем могут выполнять и дети.

Дидактические игры и упражнения можно включать как в занятия, так и использовать в быту детей.

Старших дошкольников учат также вычленять по тем или иным признакам из состава понятий подгруппы (ткани шерстяные и шелковые; посуда кухонная и чайная или металлическая и стеклянная; транспорт водный, наземный, воздушный или грузовой и пассажирский; инструменты металлические и деревянные или садовые, столярные, портновские и т.п.).

Осуществляя работу по формированию и активизации словаря, педагоги ДОУ эффективно используют дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Кто увидит и назовет больше?», «Краски», «Что изменилось» и другие.

Таким образом, важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания. В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками и т.д.).

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Методики логопедической работы по выявлению и устранению нарушений письменной речи у учащихся начальных классов
При разработке методики Р.И. Лалаевой за основу был положен психолингвистический подход. Научно-теоретическими предпосылками методики явились современные психолингвистические представления о структур ...

Понятие «доктрины образования» и основные доктринальные положения
Национальная Доктрина российского образования исходит из следующих основных положений, подводящих итог современным воззрениям на развитие и будущее отечественного образования. 1. Образование — ведущи ...

Документооборот организации
Деятельность исследуемого образовательного учреждения регламентируются следующими видами локальных актов: 1. уставом; 2. приказами директора Учреждения; 3. должностными инструкциями; 4. учебным распи ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru