Основы профориентационной работы

Страница 2

Предварительная профессиональная диагностика направлена на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

Для этой цели используются анкетные, аппаратурные и тестовые методы ряда наук.

Профессиональная консультация нацелена на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов. При профессиональном отборе (подборе) ставится выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить определенную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.

Социально − профессиональная адаптация осуществляется в учебных мастерских, в трудовых объединениях. Этому процессу в большей степени способствует производственная практика непосредственно на базовых предприятиях.

Профессиональное воспитание ставит целью формирование у людей чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства в ходе овладения избранной профессией.

Каждое из вышеперечисленных направлений работы представляет собой, хоть и связанную с другой, но все-таки, достаточно самостоятельную область профессиональной деятельности. Все возрастающее значение сейчас начинает приобретать профессиональный отбор (подбор). Эффективность распределения людей по профилям обучения возрастает там, где есть возможность выбора интересующей их профессии.

В работе по различным направлениям определился круг форм и методов профориентационной работы - это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, организация клубов по интересам, кружков технического общества, анкетирование, применение тестов, написание рефератов, проведение различных игр.

В научных исследованиях по профориентационным проблемам используются методы педагогики, психологии, экономики, социологии, медицины. Поэтому нельзя утверждать, что профориентация представляет собой отдельную науку. Это междисциплинарное научное направление, призванное решать прикладные задачи оптимального регулирования процесса профессионального самоопределения личности в ее интересах и в интересах общества. Поскольку система знаний, понятийный аппарат и методы разных наук имеют заметные различия, возникает проблема интеграции необходимых для профориентации знаний на основе принципа системности.

К числу наиболее важных методологических вопросов относятся и вопросы определения критериев эффективности профориентации. Эффективность выбора профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагогического коллектива. Для того чтобы система профессиональной ориентации стала эффективной, необходима скоординированная деятельность ряда министерств и ведомств. На эффективность профориентации влияет также множество различных объективных и субъективных факторов. Эта система позволяет назвать систему профессиональной ориентации сложной.

Успешность выбора профессии означает также оптимальное согласование общественных потребностей в сфере труда с планами профессионального и личностного развития человека. Поэтому чем больше профессиональный выбор соответствует структуре требуемых в современном обществе кадров профессий, тем успешнее осуществлялась работа по профориентации. Отсюда, мера сбалансированности (совпадения) потребностей в кадрах и реального выбора служит одним из наиболее важных критериев эффективности профориентации.

Заранее наметить и согласовать свои планы жизненного и профессионального самоопределения служит одним из показателей эффективности профориентации при условии, что намеченные ранее планы отвечают потребностям страны в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации.

Правильный выбор профессии положительно влияет как на производительность, так и на качество труда, следовательно, трудовые достижения работающих лиц служат одним из важных критериев успешности выбора профессии.

Наиболее важным психологическим критерием успешного выбора профессии и места работы является удовлетворенность человека сделанным выбором. Для оценки уровня удовлетворенности профессией, местом и характером выполняемой работы, зарплатой используют тесты и анкеты.

Успех приходит там, где люди оказываются хорошо подготовленными к конкретному труду, имеют сходные жизненные ориентации, обучены профессией, спаяны дружбой, что достигается в результате длительной, правильно поставленной воспитательной работой. Неудача появляется там, где основной упор сделан на призыве, на обещании материальных и прочих благ.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Технологии профилактической социально-педагогической деятельности в работе с подростками осложненного поведения
Одним из направлений решения проблемы социально-педагогической помощи подросткам с осложненным поведением и организации системы эффективной превентивно-профилактической работы с ними является взаимод ...

Методические аспекты национального воспитания младших школьников
Рассмотрим средства национального воспитания. К ним относят пословицы, загадки, песни и сказки. Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образов ...

История отношения общества к умственно отсталым и социальная политика РФ в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья
На всех этапах своего развития человеческое общество проявляло внимание к людям, имеющим те или иные нарушения физических или психических качеств. Если такие лица оставались без внимания, это станови ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru