Методы профессиональной диагностики и профессиональной ориентации

Статьи о педагогике » Автоматизация методик исследования профессиональной направленности старшеклассников » Методы профессиональной диагностики и профессиональной ориентации

Страница 2

Анкетирование проводиться групповым методом.

Тест-опросник измерения мотивации достижения (модификация опросника А. Мехрабиана)

Важное значение для профессионального определения личности имеют представления о направленности активности индивидуума, о движущих силах поведения и деятельности, что приводит к необходимости получения информации о развитии мотивационно-потребностной сферы личности. Одним из наиболее значимых факторов, влияющих на направленность поведения человека, в том числе и в профессиональной сфере, является мотивация достижения. Изучение мотивации достижения началось с появлением теории американского ученого Д. Макклелланда. С тех пор для количественной оценки мотива достижения создан ряд специализированных опросников и процедур проведения проективных методик.

Опросник для измерения результатирующей тенденции мотивации достижения (RAM) разработан в 1969 г.А. Мехрабианом. Тест имеет две формы: мужскую и женскую. Он построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе пунктов теста учитывались индивидуальные различия людей с мотивами стремления к успеху (Мс) и избегания неудачи (Мн) в поведении, детерминированном мотивацией достижения. Рассматривались особенности уровня притязаний, эмоциональной реакции на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости-независимости в межличностных отношениях и др.

При конструировании теста был использован метод факторного анализа, и в окончательном варианте шкалы содержится по 26 пунктов. Тест-реестр через 20 нед для мужского варианта 0,78, а для женского - 0,72. Для валидизации использовались различные эмпирические критерии. Также определялась конвергентная и дискриминантная валидность с некоторыми проективными методами и опросниками. Эта методика очень популярна в различных странах и особенно часто используется при исследовании когнитивных компонент мотивации достижения, в частности каузальной атрибуции.

Методика А. Мехрабиана измеряет результирующую тенденцию мотивации достижения, так как пункты построены на основе сравнительных утверждений. Поэтому ответ на пункт показывает, преобладает ли Мс над Мн или наоборот. Высокие показатели по этому тесту указывают на тенденцию достижения (Мс > Мн), а низкие - на тенденцию избегания (Мс < Мн).

Модификация тест-опросника А. Мехрабиана предложена М.Ш. Магомед-Эминовым (1988) и предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует.

Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старших школьников и студентов.

Тест представляет собой опросник, имеющий две формы - мужскую (форма А) и женскую (форма Б) .

Исследование проводилось в период с 16 февраля по 27 марта. В тестировании принимали участие ученики 10-11 классов средней школы № 82, в количестве 45 человек. Полученные результаты позволили нам сделать следующий вывод: все ученики хорошо информированы о мире профессий, некоторые имеют практические навыки в определенной сфере деятельности. Однако личный выбор будущей профессии сделали еще не все. Исследование показало наличие развитых интересов, склонностей и способностей, но среди учеников 10 класса есть некоторые, кто не выбрал профессию по причине неуверенности в правильном выборе или многообразия профессий.

Так как в школе есть практический психолог, в этом случае, можно порекомендовать провести индивидуальную профессиональную консультацию или же коррекционную работу с теми, кто еще не смог самостоятельно и обдуманно выбрать свой профессиональный путь.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Педагогика как наука
Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как ...

Реализация комплекса методических мероприятий организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Успешность процесса развития лексико-грамматического строя речи во многом зависит от правильно организованной совместной работы воспитателя и родителей детей. Комплексный подход предполагает активное ...

Методы изучения внимания у детей дошкольного возраста
Метод – систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели. В отличие от области знаний или исследований, ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru