Кроме того, Т.Б. Филичева выделила еще четвертый уровень общего недоразвития речи. У таких детей обнаруживаются нерезко выраженные нарушения в лексике, фонетике, грамматике, которые чаще проявляются в процессе выполнения специальных заданий. Грубых нарушений звукопроизношения нет, но наблюдается недостаточно четкая дифференциация звуков.
Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости вследствие трудности удержания в памяти грамматического образа слова: персеверации (бпибиблиогпекаръ - библиотекарь); перестановке звуков и слогов (потрной - портной); в сокращении согласных при стечении (качиха кет кань - ткачиха ткет ткань); в заменах слогов (кабукетка - табуретка); реже в опускании слогов (трехтажный - трехэтажный).
У детей с данным уровнем речевого развития обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны языка. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных (филин, кенгуру), растений (кактус, вьюн), профессий людей (экскурсовод, пианист), частей тела (пятка, ноздри). Смешивают родовые и видовые понятия (деревья - березки, елки, лес).
При обозначении действий и признаков предметов используются типовые и сходные названия (прямоугольный — квадрат, перебежал - бежал). Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению (мальчик чистит метлой двор - мальчик подметает); в поточном употреблении и смешении признаков (высокий дом - большой, смелый мальчик — быстрый).
Дети демонстрируют достаточную сформированность лексических средств языка и умения устанавливать системные связи и отношения, существующие внутри лексических групп. Они легко справляются с подбором общеупотребительных антонимов, указывающих на размер предмета (большой — маленький), пространственную противоположность (далеко - близко), оценочную характеристику (плохой - хороший).
Трудности появляются в выражении антонимических отношений абстрактных слов (бег - хождение, бежать, ходить, набег; жадность -нежадность, вежливость; вежливость - злой, доброта, невежливость) и увеличиваются по мере абстрактности их значения (молодость - немолодость; передняя дверь - задок, задних, не передничек).
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением (румяный как яблоко трактуется - много съел яблок).
При наличии достаточного запаса слов, обозначающих профессии, возникают значительные трудности при назывании лиц мужского и женского рода (летчик вместо летчица); появляются собственные формы словообразования, не свойственные русскому языку (скрепучка - скрипачка).
Выраженные трудности появляются при образовании слов с помощью увеличительных суффиксов. Дети либо повторяют названное слово (большой дом - домище), либо называют произвольную его форму (домуща - домище). Стойкими остаются ошибки при употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов (гнездко - гнездышко); суффиксов единичности (чайка - чаинка).
На фоне использования многих сложных слов, часто встречающихся в речевой практике (листопад, снегопад, самолет, вертолет), отмечаются трудности в образовании малознакомых сложных слов (лодка - ледокол, пчельник - пчеловод).
Статьи по теме:
Сюжетно-ролевая игра – это игры , которые придумывают сами
дети
В них отражаются их знания, впечатления представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. У каждой игры есть тема, игровой замысел, сюжет содержание роли. Дошкольное детство - от 3 ...
Высказывания об окружающем мире
Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить. Мир - огромный скотный двор, очистить который вовсе не так легко, как конюшни Авгия, ибо пока его метут, быки остаются в нем и наваливают новые к ...
Анализ результатов повторной диагностики
Целью повторной диагностики являлась проверка гипотезы, сформулированной в начале исследования. Результаты повторной диагностики по тесту креативности Торренса (задание «Закончи рисунок»). По показат ...