Характеристика средств обучения истории в современной школе

Статьи о педагогике » Средства обучения истории в современной школе » Характеристика средств обучения истории в современной школе

Страница 1

Принцип наглядности обучения - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации.

В современной дидактике утверждается, что принцип наглядности - это систематическая опора не только на конкретные визуальные предметы (люди, животные, предметы и т.п.) их изображения и модели. Из-за множества видов наглядных средств обучения появилась потребность их классификации. Одна из распространённых классификаций использующейся методистами - это классификация по содержанию и характеру изображаемого материала. Она делит наглядности на три группы.

1. Изобразительная наглядность, в которой значительное место занимают:

- работа с мелом и доской;

- репродукции картин;

- фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;

- учебные картины - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов;

- рисунки и аппликации;

- видеофрагменты;

- аудиофрагменты;

- видеофильмы (в т. ч. аудио и видеосюжеты).

Условно-графическая наглядность, которая представляет собой своеобразное моделирование, куда входят:

- таблицы;

- схемы;

- блок-схемы

- диаграммы;

- графики;

- карты;

- картосхемы;

- планшеты.

Предметная наглядность, которая включает:

- музейные экспонаты;

- макеты;

- модели.

Такая классификация является наиболее оптимальной для использования наглядностей на уроках.

Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты (предметы, явления, процессы), их изображения (фотографии, рисунки, диапозитивы, магнитофонные записи, видеофильмы), с помощью которых можно сделать понятными для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственно наблюдению и модели изучаемых объектов и явлений.

Знаток мелового рисунка B. C. Мурзаев был преподавателем истории и рисования. В своей книге "Рисунки на классной доске в преподавании истории", ставшей библиографической редкостью, он писал: "В этом маленьком и скромном кусочке белого мела, который учитель беспомощно держит в своей руке, таятся большие и неожиданные возможности".

Меловой рисунок вошел в методический арсенал учителя истории, благодаря доходчивости, быстроте, большой экономии времени на уроке. В отличие от готовых схем и картосхем, меловой рисунок возникает на глазах учащихся по мере хода изложения. Благодаря этому значительно облегчается процесс восприятия материала. Поскольку меловой чертеж или рисунок развивается на глазах учащихся, то содержит огромные возможности для активизации внимания.

Рисунок учителя на доске обычно служит примером для подражания, дети производят вместо записей эскизные зарисовки в своих тетрадях. Эта работа учит распределять внимание, переключать его от наблюдения к графическому изображению, что способствует активному запоминанию материала.

Меловой чертеж эффективен для показа динамики исторического явления или события - его возникновения, изменения и развития. Меловой рисунок позволяет выделить стадии этого развития. Применяется он и тогда, когда необходимо вычленить те или иные элементы или детали из сложного комплекса или изображения. Таким образом, он помогает раскрытию сущности сложных исторических явлений, выявлению и фиксации основной идеи излагаемого материала.

Эскизный рисунок B. C. Мурзаев предлагал применять в следующих случаях. Во-первых, для воссоздания образов природы той или иной страны, так называемые "меловые пейзажи". Во-вторых, делать рисунки-изображения, которые воспроизводят орудия труда, предметы быта, здания, постройки, оружие и др. Применять такие рисунки следует в тех случаях, когда учитель хочет подчеркнуть детали, выявить их устройство, показать художественную ценность, выделить различие в предметах и создать представления об их типичности.

Педагогический рисунок связан со схемами, потому что в самой его сути заложена схематичность. Под схемами обычно понимается чертеж, отражающий существенные признаки исторических явлений, их связи и отношения, устройства различных материальных объектов, взаимодействие их деталей, размещение предметов и людей на местности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Взаимосвязь педагогической науки и практики
Педагогическая практика – это непосредственная деятельность учителей и воспитателей, предъявляющая свои требования как к субъектам и объектам педагогики, собственно качеству учебно-воспитательного пр ...

Методика нравственного воспитания старших дошкольников
Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должног ...

Научные исследования в области развития речи детей дошкольного возраста
Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Сл ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru