Педагогами разработаны различные методы обучения школьников. Творческим подходом обладает метод проблемного обучения (М. И. Махмутов). Его цель — усвоение учениками предметного материала путем решения специальных познавательных задач — проблем и моделирования проблемных ситуаций.
Развивающее обучение (В. В. Давыдов, Л. В. Занков) акцентировано на учебной деятельности, развивающей теоретическое мышление и личность ученика.
Педагогическая инженерия (Г. П. Щедровицкий, Н. Н. Халаджан) сместила акценты с передачи знаний на организацию образовательной деятельности с целью получения авторизованной учебной продукции.
Эвристическое обучение (А. В. Хуторской) в отличие от предыдущих методов исключило из процесса обучения репродуктивные элементы деятельности. Оно преследует цель не только развивать ученика, но и сделать его субъектом и конструктором своего образования, организатором своих знаний. Креативная педагогика в наибольшей степени соответствует природе творчества. Ее задачей является развитие комплекса креативных свойств личности, приобретение опыта творческой деятельности на основе самопознания и саморазвития.
Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов (2006) показали различия между традиционным и креативным типами обучения:
Сравнительные характеристики традиционного и креативного типов образования
Таблица 1
|
Линии анализа |
Традиционный тип |
Креативный тип |
|
Ориентации |
На стандарты |
На вариативность |
|
Вектор времени |
Реконструкция прошлого |
Созидание будущего |
|
Мотивация |
Приобретение знаний |
Самореализация |
|
Характер информации |
Непротиворечивая, предлагается в «готовом» виде. Манипуляции чужими идеями |
Альтернативная, добывается самостоятельно. Продуцирование своих идей |
|
Процесс познания |
Усвоение стандартов, чужого опыта |
Преобразование, открытие |
|
Тип мышления |
Конвергентное (логическое) |
Конвергентное и дивергентное (творческое) |
|
Результаты |
Запланированы, известны |
Вероятностны, неизвестны |
|
Субъект-объектные отношения |
Человек — объект обучения |
Человек — субъект познания и творчества |
|
Технологии |
Имитационные репродуктивные |
Проблемные, когнитивно-эвристические, креативные, арт-технологии |
|
Функции педагога |
Воздействие |
Взаимодействие, сопровождение |
|
Последействие |
Тезаурус академических знаний, алгоритмы |
Рефлексия актуальных достижений и мотивация перспективы |
Статьи по теме:
Технологии работы с детьми группы риска
Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально-педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы: · организацио ...
Существо переживаний
Естественно, такой терапевтический эффект не мог долго оставаться незамеченным психотерапевтами. Карл Густав Юнг открыл песок для научного осмысления в контексте психотерапевтической помощи взрослым. ...
Самостоятельная работа студентов-дипломников - вопросы
антропологической собственности
Философы говорят, каковы ценности, таковы общество и личность. На этапе социальной трансформации происходят существенные изменения в сфере труда, собственности, власти, информации, знаний и образован ...