Диагностика вербальных способностей

Страница 1

Острая необходимость в оперативном решении практических задач психоди­агностики связана с широким распро­странением психолого-педагогического консультирования, в частности, в сфе­ре образования и воспитания учащих­ся. Однако иногда это приводит к то­му, что диагностические методы кон­струируются с учетом таких наличных форм деятельности и типов отношений субъекта, которые доступны лишь обы­денному пониманию самого субъекта и диагносту. С точки зрения частных практических задач они являются вполне пригодными и надежными, од­нако в тех случаях, когда необходимо анализировать внутреннюю структуру диагностируемых деятелыстных про­цессов, поступков и отношений, прояв­ляется их ограниченность. Поэтому, чтобы иметь детальную информацию о структуре, а соответственно — и о ди­намике исследуемого явления, важно, чтобы эти методы могли работать на уровне общих практических задач.

Как правило, те или иные индивиду­альные отклонения деятельности субъ­екта лишь в редких случаях оказыва­ются в соответствии со всеми другими параметрами диагностируемого явле­ния. При наличии детальной структу­рированной информации можно напра­вить корректирующие усилия на дей­ствительно дефектные элементы струк­туры диагностируемого явления, не теряя время и энергию на коррекцию и исправление тех элементов, которые на самом деле находятся в пределах нормы. При этом можно было бы опе­реться на те характеристики деятель­ности индивида, которые позволяют отнести его к группе средних или даже лучших учеников, несмотря на то что его деятельность в целом не отвечает предъявляемым требованиям. Подоб­ная информация представляет собой нетолько формальное указание на уро­вень развития диагностируемого явле­ния, но характеризует также и внут­ренние причины данного состояния. Предлагаемый подход, разумеется, еще не вполне отвечает подлинному содер­жанию понятия «зоны ближайшего развития», но представляет собой оп­ределенный шаг в этом направлении.

Мы позволим себе проиллюстриро­вать вышесказанное на примере кон­кретного исследования, проведенного в отделении педагогической психологии Педагогического института им. Я. А. Коменского ЧСАН, в ходе кото­рого были обнаружены некоторые раз­личия в уровне интеллектуальных спо­собностей учеников основной школы, зависящие, в частности, от микросоци­альных условий. Было установлено также, что эти различия в основном обусловлены особенностями развития вербальной способности учеников; ха­рактерно, что именно на ее основе оценивались интеллектуальные спо­собности учеников учителями, причем сами учителя этого даже не осознава­ли. Все эти данные были получены с помощью теста Амтауэра, который хо­тя и давал информацию о различиях, но никак не показывал, чем они обус­ловлены.

Так как любая способность является результатом интериоризации соответ­ствующей формы деятельности, то ее уровень развития определяется полно­той интериоризации психических про­цессов, обеспечивающих данную дея­тельность [5,98]; в частности, в случае вербальной способности ее уровень оп­ределяется развитием тех процессов, которые .в своей совокупности оказы­вают решающее влияние на такие ха­рактеристики речевой деятельности, как ее связность, экспрессивность, ло­гичность и др.

На основе изучения обширной лите­ратуры мы провели анализ понятия «вербальная способность», чтобы ус­тановить, какие процессы являются для нее релевантными. Основная про­блема заключалась в том, что непо­средственная речевая деятельность че­ловека представляет собой комплекс различных когнитивно-коммуникатив­ных процессов, которые, безусловно, выходят за рамки собственно вербаль­ной сферы, поскольку в коммуникации между людьми имеют место и явления невербального характера. Таким обра­зом, вербальная способность, и осо­бенно ее когнитивный аспект, теряется в целом ряде синхронных деятельностных процессов, которые в естествен­ной коммуникации вообще не подда­ются диагностическому определению. Поэтому в диагностических целях нуж­но было в первую очередь выделить из этого комплекса те отдельные ком­поненты, которые наиболее релевант­ны вербальной способности в целом.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Закономерности и условия формирования письменной речи у детей
Как мы уже видели, психологическое содержание процесса письма достаточно хорошо известно психологии, но еще нельзя сказать, что столь же хорошо известны та роль, которую играет каждый из указанных пс ...

Музыка в жизни детей
Музыка – это чудесное творение человеческого ума и сердца. Музыка укрепляет и углубляет чувства детей, западает в душу с детства, остается потом на всю жизнь. Каждый ребенок должен соприкасаться с му ...

Значение подвижных игр в воспитании детей
Надежда Константиновна Крупская, говоря о значении игр в формировании личности ребенка, отмечала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, твер ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru