Сущность и значение педагогического проектирования на уроках технологии

Статьи о педагогике » Применение педагогического проектирования на уроках технологии » Сущность и значение педагогического проектирования на уроках технологии

Страница 1

До недавнего времени термин «проект» использовался преимущественно в технической сфере. С проектом было связано представление о разработке сложной документации. Проектирование выделялось в ранг прикладной науки.

В «Большом толковом словаре русского языка» сказано, что слово «проект» латинского происхождения, в переводе означающее «выступающий вперед».

В словаре приводится несколько значений этого слова:

• разработанный план сооружения, постройки, изготовления или реконструкции чего-либо;

• предварительный текст какого-либо документа;

• план, замысел, намерение.

Многие исследователи дают свое толкование этому понятию. Одни считают, что проект — «это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией».

Несколько нетрадиционное и эмоциональное определение предлагает американский педагог У. Килпатрик: «Проект есть всякое действие, индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца».

По мнению других исследователей, основными чертами проекта являются:

• отнесение проекта к будущему;

• ориентация проекта на желаемое состояние будущего;

• представление проекта как системы средств достижения будущего;

• предопределенность начала и окончания работы по выполнению данного проекта;

• четко и ясно сформулированные критерии эффективности проекта.

В педагогике под методом проектов понимается совокупность приемов, операций, которые помогают овладеть определенной областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности.

Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Чтобы добиться такого результата, надо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования проектирования и изготовления изделий.

С методической точки зрения проектная деятельность учащихся представляет собой теоретическое и практическое проблемно-ориентированное исследование, которое учащиеся проводят в учебных целях под научным руководством одного или нескольких преподавателей.

Таким образом, педагогическое проектирование — это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учителя и учащихся, а иногда и родителей. Для любого педагога оно является функцией не менее значимой, чем организаторская, коммуникативная или гностическая (поиск содержания, методов и взаимодействия с учащимися) деятельность.

Метод проектов это не нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике. Он привлек внимание российских педагогов еще в начале XX столетия. В 1905 г. группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого применяла этот метод на практике. Их опыт стал довольно широко внедряться в общеобразовательных школах страны. Однако отсутствие четких разработок по использованию метода проектов в преподавании школьных дисциплин привело к смещению акцентов от обучения в сторону делового прагматического действия.

В 1931 г. Постановление ЦК ВКП осудило недостаточно продуманное применение метода проектов в российских школах, и практически до конца XX в. не было серьезных попыток возродить его.

Использование этого метода в российских школах по времени совпало с исследованиями американских ученых. В 20_х гг. ХХ в. американский философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик У. Килпатрик предложили метод проектов, в основе которого лежала целесообразная деятельность ученика, основанная на его личных интересах и предусматривавшая приобретение новых знаний, которые помогут реализовать поставленную цель.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Взаимосвязь педагогической науки и практики
Педагогическая практика – это непосредственная деятельность учителей и воспитателей, предъявляющая свои требования как к субъектам и объектам педагогики, собственно качеству учебно-воспитательного пр ...

Изучение уровня развития внимания детей 5 года жизни
Опытно-практическая работа по развитию внимания детей 5 года жизни проводилась на базе ДОУ № 1267 Южного административного округа города Москвы. В исследовании принимали участие 10 детей среднего дош ...

Кризис 7 лет и проблема психологической готовности детей к обучению в школе
В отечественной психологии вопросы, связанные с проблемами переходного периода в развитии детей 6 — 7 лет, наиболее разработаны в трудах Л. С. Выготского. Тема кризиса развития ребенка отражена в раб ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru