Особенности учебной деятельности подростков

Страница 2

Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению, как показали исследования, играют идейно-научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности учащихся, которая дает им возможность переживать радость самостоятельных открытий. Очень важно вооружить подростков рациональными приемами учебной работы, являющимися предпосылкой для достижения успеха.

Экскурсии, разнообразные виды литературной работы, различные кружки и секции также помогают формировать положительное отношение подростков к учению. В процессе овладения основами наук не только обогащается жизненный опыт и расширяется кругозор, но и формируются и развиваются интересы подростков. В этом процессе наблюдается широкий диапазон индивидуальных различий. Поэтому трудно однозначно оценить возрастные особенности интересов подростка. Они могут быть и широкими (когда подросток интересуется многим) и узкими (когда он интересуется чем-то одним), и устойчивыми и неустойчивыми, часто меняющимися, и глубокими и поверхностными. Однако можно указать и основные, типичные характеристики.

По сравнению с младшим школьным возрастом здесь явно заметен иной уровень интересов. Во-первых, область интересов у подростков гораздо шире. Изучение основ наук, большая степень умственной зрелости подростка, расширяющие его кругозор, вовлекают в сферу интересов подростков все новые и новые области жизни и деятельности людей: характерен интерес к различным отраслям современной физики, астрономии, биологии, интерес к технике, особенно к ракетной технике и космическим аппаратам, новейшей авиационной технике, кибернетическим устройствам, радиоэлектронике. Видное место занимают интерес к спорту, шахматам, читательские интересы, интерес к кино, театру. Заметно развиваются общественно-политические интересы.

Учителя иногда начинает пугать такая неуемная жажда знаний, жадное любопытство и любознательность, стремление ко всему новому, необычному, загадочному. Но в этом и проявляется возрастающая умственная и творческая активность подростка. Интересы подростка становятся не только более широкими и разнообразными, но и более глубокими и содержательными.

Развитие интересов подростков характеризуется их силой. Интересы в подростковом возрасте часто приобретают форму серьезных увлечений, подлинной страсти, которая захватывает подростков, нередко в ущерб всем другим занятиям.

Но иногда активная любознательность и любопытство, жадное стремление познать больше, характерные для подростков, могут приводить и к разбросанности и неустойчивости их интересов. Наличие одновременно многих интересов, равно как и частая и неоправданная их смена, обычно приводят лишь к удовлетворению поверхностного любопытства, выработке легкого, несерьезного отношения к различным областям жизни, а часто и к формированию «порхающего внимания». Один подросток стремится быть сразу членом пяти кружков и спортивных секций и не без оснований уверяет, что он интересуется и тем, и другим, и пятым. Другой — «однолюб», интересуется всего только одним, но это «одно» у него часто меняется, увлечения его сильны, но скоропроходящи. Поэтому правильно поступают те учителя и воспитатели, которые сдерживают подобную «любознательность». Однако безоговорочно отрицательное отношение к такой разбросанности и неустойчивости интересов подростков не всегда оправдано. Ведь в ряде случаев это свидетельствует о проявлении свойственного подростку очень ценного качества — активной и энергичной любознательности, жадного стремления «познать все».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Рекомендации по организации и руководству кружком технического творчества
1. Приступать к работе кружка следует после того, как будет подготовлено все необходимое. 2. Серьезное внимание надо уделить комплектованию кружка. 3. Стремиться к тому, чтобы члены кружка были одног ...

Развитие внимания у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра – неотъемлемая часть человеческой культуры. Игра – особый вид ...

Результаты диагностики уровня сформированности творческого мышления у младших подростков
В данном параграфе мы приводим результаты диагностики творческого мышления младших подростков экспериментальной группы (N=15). Для обработки полученных данных нами были использованы качественный и ко ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru