Генетически предопределенная потребность исследовать окружающий мир – одна из самых удивительных особенностей психики живых существ. Природа наделила этим не только людей, но и животных. Стремление к освоению нового универсально и проявляется в исследовательском поведении (англоязычный аналог – "exploratory behavior"). Наблюдать его можно во всех сферах жизни и во всех без исключения видах деятельности. Исследовательское поведение служит одним из действенных инструментов научения, совершенствования познавательных функций всех уровней, приобретения социального опыта. У человека оно выступает важнейшим источником личностного развития и саморазвития.
Несмотря на то, что само явление исследовательского поведения человечеству известно давно, его специальное научное изучение в рамках психологии имеет относительно краткую историю и ведет свою родословную от работ по ориентировочно-исследовательским реакциям нобелевского лауреата Ивана Петровича Павлова. По мнению историков науки, именно его труды начала ХХ века дали старт научным, психологическим изысканиям в этой области.
Первые проявления взаимной зависимости жизненной успешности и исследовательского поведения у человека можно наблюдать уже с детских лет. Даже в ходе обыденных наблюдений несложно заметить, что от уровня выраженности исследовательских устремлений ребенка напрямую зависят его успехи и в познавательном, и в психосоциальном развитии. У взрослого человека развитые исследовательские способности становятся главным средством, позволяющим трансформировать процесс развития в процесс саморазвития.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Исследовательское поведение – особый вид поведения и один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин – "исследовательское обучение". Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Специальные наблюдения и эксперименты, направленные на изучение особенностей исследовательского поведения людей и животных, неоднократно показывали, что исследовательское поведение следует рассматривать как неотъемлемое проявление жизненной активности любого живого существа. Исследовательское поведение призвано выполнять важнейшую функцию – функцию развития. Вероятно, поэтому в ходе эволюции природа добилась того, что мотивация исследовательского поведения не только у людей, но и животных в ряде случаев оказывается более сильной, чем пищевая или оборонительная.
В природе, в естественных условиях исследовательское поведение проявляется у животных постоянно, но оно не так явно заметно, как в искусственных ситуациях, создаваемых в подобных лабораторных экспериментах, оно вплетено в ткань повседневной жизни и словно замаскировано. Исследовательское поведение животного — естественная часть борьбы за выживание. Оно служит основой приобретения индивидуального опыта. Животное добывает пищу, спасается от хищников, удовлетворяет свои потребности в размножении, решает другие проблемы, все это часто требует выхода за пределы стандартных схем и постоянного исследовательского поиска.
Главное качественное отличие человеческого исследовательского поведения от аналогичных проявлений у животных в том, что потребность в поиске, исследовательская активность у него проявляется не столько в борьбе за выживание, сколько в творчестве. Для человека творчество – наиболее яркий вариант проявления исследовательского поведения. Исследовательский, творческий поиск важен для человека, по меньшей мере, с двух точек зрения: с точки зрения получения какого-то нового продукта и с точки зрения значимости самого процесса поиска. В социальном, психологическом и образовательном планах особенно ценно то, что человек способен испытывать и испытывает истинное удовольствие не только от результатов творчества, но и от самого процесса творческого, исследовательского поиска.
Статьи по теме:
Причины отклоняющегося поведения
Исследователи отклоняющегося поведения отводят значительное место в своих работах анализу мотивации
детей и подростков при осуществлении ими тех или иных правонарушений. Мотивация, по определению пси ...
Условия руководства детскими играми в предметно-игровой среде ДОУ
Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на ...
Комплексная образовательная туристско-краеведческая
программа «Школа жизни - окружающий мир»
Программа "Школа жизни - окружающий мир" представляет собой интеграцию содержания предметов основного образования, базового учебного плана школы в преимущественно практическом, наглядном ос ...