В данный момент в детских садах мало уделяется должного внимания сенсомоторному развитию средствами аппликации. И эта проблема на сегодняшнее время достаточна, актуальна, так как что недостаточное сенсомоторное развитие приводит к возникновению различных трудностей.
Здоровье ребенка (физическое и духовное), зависит от того, каким он увидит окружающий мир, каким мы его представим. Одна из главных задач педагогов и родителей – дать ребенку как можно больше естественных знаний для более точного выражения себя и своего поведения.
Учитывая все факторы развития ребенка, специалисты пришли к выводу, что дошкольный период – один из наиболее важных и ответственных в жизни человека, что именно в этот период появляется и, возможно, раз навсегда исчезает стремление постигать мир и себя. Сенсомоторное развитие позволяет ребёнку реализовать одну из главных особенностей этого возраста - чувственное познание мира. Чувственный мир безграничен, так как лишён стереотипов. Ребёнок открыт миру и в первые годы своей жизни усваивает огромный объём информации. Ребёнок ждёт не объяснения путём логических выкладок, а демонстрации качеств предмета. Таким образом, ребёнок приобретает "живой" непосредственный опыт, переживает положительные эмоции, связанные с приобретением этого опыта и повышает интерес к жизни и её явлениям.
В настоящее время к услугам человека множество средств, которые позволяют ему знакомиться с предметами, не в их натуральном виде, а через фотографии, схемы, рисунки, модели и т.д. При этом действительность предстает перед ним в расчлененном или, наоборот, в обобщенном виде. Значит ли это, что отпадает необходимость в развитии способности восприятия. Конечно, нет, жизнь современного человека, его деятельность в различных областях науки и техники требует хорошо развитой сенсомоторной системы. Хорошо развитая способность восприятия необходима, значит, ее необходимо развивать, а начинать нужно с момента рождения.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития человека, а с другой стороны – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы изучить особенности сенсомоторного развития старших дошкольников средствами аппликации на современном этапе.
Вышесказанное позволяет выдвинуть нам гипотезу исследования: целенаправленное обучение детей на занятиях по аппликации из соломки способствует оптимальному сенсомоторному развитию.
В соответствии с целью и гипотезой нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические особенности сенсорного развития, развития мелкой моторики, а также особенности сенсомоторного развития старших дошкольников.
2. Изучить аппликацию из соломки, как технику художественного выполнения.
3. Выделить специфику методики на современном этапе. Изучить особенности проведения методики на занятиях и вне занятий.
4. Апробировать методику на практике: на занятиях и после.
Объектом нашего исследования стали дети старшего дошкольного возраста (группа «Фантазеры», 5–6 лет).
Предметом исследования является сенсомоторное развитие детей 5–6 лет средствами аппликации из соломки.
Методы исследования были выбраны в соответствии с гипотезой, целью, задачами и объектом исследования:
- теоретический анализ методический литературы по проблеме исследования; - контент-анализ;
- педагогическое наблюдение;
- диагностика;
- педагогический эксперимент;
- внедрение в практику;
- изучение продуктов художественной деятельности дошкольников.
Статьи по теме:
Сущность и природа нравственности
Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера дейс ...
Методы педагогического исследования
Методы исследования в педагогике – приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. ( Педагогический словарь). Под методом исследования понима ...
Идея народности воспитания - центральная идея педагогической теории
В педагогической системе великого русского педагога Ушинского К.Д. ведущее место занимает его учение о цели, принципах и сущности воспитания. Важнейшим звеном нравственного совершенствования личности ...