Развитие зрительной памяти как средство коррекции смешанной дисграфии

Статьи о педагогике » Развитие зрительной памяти как средство коррекции смешанной дисграфии

В последние годы в общеобразовательных школах заметно возросло количество детей, страдающих расстройствами письма и чтения.

Нарушения процесса развития письменной речи у детей — дисграфия — это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений не только в начальной школе, но и на последующих этапах обучения русскому языку — при изучении морфологии и синтаксиса. Письменная речь школьника-дисграфика отличается от письма его сверстников большим количеством своеобразных устойчивых ошибок.

По данным А.Н.Корнева, нарушения письма выявляются у 6-7 % учеников общеобразовательных школ, 18-20 % — речевых школ, у 35-40 % учеников вспомогательных школ. У мальчиков нарушения чтения выявляются в 4-6 раз чаще, чем у девочек.

По данным Л.Г.Парамоновой, результаты исследования, проведенного психолого-педагогическим центром "Здоровье" в Петроградском районе Санкт-Петербурга в 2000 году показали, что дисграфические ошибки имели место у 30 % учащихся общеобразовательных школ, а предпосылки того или иного вида дисграфии имели от 10,5 % до 55,5 % детей старшего дошкольного возраста (акустической — 10,5 %; артикуляторно-акустической — 16,7 %; на почве несформированности звукового анализа и синтеза — 25 %; оптической — 45,8 %; аграмматической — 55,5 %). Большинство детей имели предпосылки сразу нескольких видов дисграфии, то есть смешанной дисграфии.

Вышеуказанные цифры свидетельствуют о том, что более половины детей заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку. Более того, дети с нарушениями письменной речи обычно оказываются не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы. В таких случаях овладение грамотой происходит медленно, с большими затруднениями и требует длительной специальной помощи.

Симптоматика и классификация дисграфии, методика ее устранения рассмотрены в работах Т.Б.Филичевой, Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, А.Н.Корнева, И.К.Колповской, Л.Ф.Спировой, А.В.Ястребовой, Р.Е.Левиной, И.К.Колповской, Р.И.Лалаевой, Л.В.Бенедиктовой, О.А.Токаревой и др. Все авторы сходятся на том, что, как и при многих других речевых расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание квалифицированной логопедической помощи значительно повышают шансы на коррекцию или даже устранение симптомов дисграфии.

В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения дисграфии необходима единая система коррекционно-логопедического воздействия, учитывающая механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка.

Актуальность темы данного исследования заключается в том, что именно в начальной школе особое внимание должно уделяться проблемам нарушения процесса письма, своевременной коррекционной работе.

В связи с этим, цель данного исследования заключается в определении коррекционно-педагогических условий, детерминирующих процесс преодоления смешанной дисграфии у младших школьников.

Общеизвестно, что хорошо развитые зрительное восприятие и зрительная память являются гарантией школьной успеваемости. Недостаточная сформированность зрительного восприятия и зрительной памяти не только отрицательно влияет на общий уровень успеваемости ребенка, но и может вызвать определенные трудности письма: трудности формирования зрительного образа буквы; трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента; ошибки в пространственном расположении элементов букв; нарушение строки, неверное написание элементов букв, замены и перестановка букв; ухудшение почерка и т.п.

Следовательно, развитие зрительного восприятия и зрительной памяти является обязательной частью коррекционно-развивающей работы с детьми, страдающими различными нарушениями речи — как устной, так и письменной. Особое внимание развитию зрительного восприятия и зрительной памяти следует уделять при работе с детьми-дисграфиками.

Именно поэтому коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной дисграфии должна носить комплексный характер и включать в себя работу по развитию фонематического и звуко-слогового анализа и синтеза, зрительного восприятия и зрительной памяти, грамматического строя речи. Однако в результате анализа материалов учебной, научной и методической литературы стало очевидно, что развитию зрительного восприятия и зрительной памяти уделяется недостаточно внимания при проведении коррекционно-логопедической работы.

Гипотеза исследования: работа по преодолению смешанной дисграфии будет проходить более успешно при специальной организации коррекционно-развивающего процесса, одним из основных условий которого является развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Объект исследования: процесс коррекционно-логопедической работы по устранению смешанной дисграфии у учеников начальных классов.

Предмет исследования: упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, как средство стимулирования процесса устранения смешанной дисграфии у учеников начальных классов.

Задачи исследования:

1. Изучить характерные особенности проявления смешанной дисграфии.

2. Рассмотреть основные принципы, последовательность, методы и приемы логопедической работы по преодолению смешанных дисграфий.

3. Изучить понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте.

4. Выявить уровень развития зрительной памяти и специфические особенности нарушений письменной речи при смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста.

5. Разработать педагогические условия, способствующие эффективному развитию зрительного восприятия и зрительной памяти у учеников начальных классов.

6. Эмпирическим путем проверить гипотезу данного исследования о влиянии комплекса упражнений для развития зрительного восприятия и зрительной памяти на успешность процесса логопедической работы по преодолению смешанной дисграфии у младших школьников.

В ходе выполнения данной дипломной работы использовались материалы учебной, научной и методической литературы, результаты практических исследований отечественных специалистов-логопедов, публикации в специализированных периодических изданиях, посвященные проблеме преодоления дисграфии.

Избранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования проблемы, которое проводилось в три этапа.

На первом этапе исследования была изучена и проанализирована литература по проблеме исследования; определены цель, гипотеза, задачи исследования, основные теоретические и методические положения.

На втором этапе были изучены особенности зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с дисграфией и специфические ошибки их письма, разработаны план и методика экспериментальной работы, ее методическое обеспечение. На этом этапе была реализована основная программа экспериментальной работы.

На третьем этапе была проведена статистическая обработка данных, полученных в ходе исследования, теоретически осмыслены, обобщены и оформлены результаты, сформулированы выводы и рекомендации по развитию зрительной памяти детей младшего школьного возраста в процессе коррекционно-развивающей работы по преодолению дисграфии.

Эксперимент проводился на базе школы № 104 Выборгского района Санкт-Петербурга. В эксперименте принимали участие ученики вторых классов (8-9 лет).

На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач, применялись различные методы изыскания:

теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, методы теоретического обобщения;

эмпирические: опытно-экспериментальная работа, анализ продуктов деятельности детей;

статистическая обработка результатов эксперимента; качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Таким образом, цель, задачи, гипотеза и методы исследования данной дипломной работы определили круг рассматриваемых вопросов и логическую схему ее построения.

Работа состоит из введения, теоретической главы, двух практических глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируются его цели и задачи, описываются предмет, объект, гипотеза исследования, а также использованные в работе методы.

В первой главе рассматриваются теоретические основы проблемы исследования: специфические особенности нарушений письменной речи при смешанной дисграфии, пути диагностики и коррекции нарушений письменной речи при смешанной дисграфии, понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте.

Во второй главе представлен процесс изучения особенностей письменной речи и зрительной памяти младших школьников со смешанной дисграфией и младших школьников с развитием письменной речи в норме, и сравнение полученных результатов.

В третьей главе представлен процесс проведения практического исследования возможностей специальных упражнений по развитию зрительной памяти в деле устранения смешанной дисграфии и анализ его результатов.

В заключении даются краткие выводы, к которым пришел автор в результате анализа данных опытно-экспериментальной работы.

В список литературы включены библиографические описания источников, которые использовались в процессе написания данной дипломной работы.

В приложении содержатся некоторые дополнительные материалы практического исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что автором данной работы впервые было проведено исследование влияния степени развития зрительной памяти на процесс логопедической работы по преодолению смешанной дисграфии.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в соответствии с обоснованными теоретическими положениями экспериментально подтверждена взаимосвязь особенностей развития зрительной памяти и успешности логопедической работы по преодолению смешанной дисграфии. Результаты исследования могут использоваться в практической деятельности студентами педагогических высших и средних учебных заведений, логопедами, учителями начальных классов, родителями учащихся.

Статьи по теме:

Роль телевидения как средства формирования духовно- нравственных ценностей младших школьников
Человек 21 века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации проникли во все сферы жизни. Медиа ...

Организация проектной деятельности
Нами был разработан коллективный проект для учеников 7 класса на базе школы № 11 г. Егорьевск. Результат нашего проекта – композиция из дерева, картона, пенопласта с декоративными элементами ткани и ...

Жесткое обращение с ребенком
«Воспитание по типу жестокого обращения (начиная от жестоких физических наказаний и заканчивая эмоциональным отвержением ребенка, недостатком тепла, любви, принятия, холодностью и дистантностью опеку ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru