Для того чтобы оценить эффективность опытно-экспериментальной работы, был проведен контрольный эксперимент, в котором принимали участие дети экспериментальной (10 учеников 2-Б класса) и контрольной групп (10 учеников 2-В класса), у которых была диагностирована смешанная дисграфия.
На контрольном этапе исследования определялся уровень развития зрительной памяти, определялось среднее количество ошибок в письменных работах и изучались специфические ошибки письма младших школьников со смешанной дисграфией.
Для определения эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы по преодолению смешанной дисграфии мы провели сравнительный анализ результатов, продемонстрированных детьми контрольной и экспериментальной групп, и сопоставительный анализ результатов детей экспериментальной группы, полученных до проведения коррекционно-развивающей работы и после нее.
С целью контрольной проверки мы применяли те же методики, что и на констатирующем эксперименте.
Для определения изменения уровня развития зрительной памяти младших школьников с дисграфией, принимавших участие в исследовании, была проведена повторная диагностика зрительной памяти (табл. 3).
Как мы видим, результаты пробы на зрительную память у детей контрольной группы практически не изменились по сравнению с результатами констатирующего этапа исследования.
Результаты детей экспериментальной группы значительно улучшились и приблизились к показателям детей с развитием письменной речи в норме.
Так, среднее количество правильно воспроизведенных фигур у второклассников экспериментальной группы во время первого этапа диагностики составило 3,1 фигуры (у второклассников с развитием письменной речи в норме — 3,3 фигуры), а среднее количество правильно воспроизведенных фигур во время второго этапа диагностики составило 2,4 фигуры (у второклассников с развитием письменной речи в норме — 2,8 фигуры).
Таблица 3
Продуктивность выполнения проб на зрительную память второклассниками с дисграфией на протяжении эксперимента
|
Этапы исследования |
Среднее число правильно воспроизведенных фигур на одну пробу | |
|
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |
|
Констатирующий этап | ||
|
Первое воспроизведение |
2,5 |
2,6 |
|
Второе воспроизведение |
1,6 |
1,6 |
|
Контрольный этап | ||
|
Первое воспроизведение |
3,1 |
2,6 |
|
Второе воспроизведение |
2,4 |
1,7 |
Для наглядности представим динамику развития зрительной памяти второклассников экспериментальной группы и сопоставим ее с показателями детей с нормальным развитием письменной речи (рис. 5).
Очевидный прогресс в развитии зрительной памяти и сокращение специфических дисграфических ошибок в письменных работах детей экспериментальной группы показывают необходимость продолжения коррекционно-развивающей работы по развитию зрительной памяти, а также введения игр и упражнений на развитие зрительной памяти в программу коррекционно-логопедической работы детей с дисграфией.
Статьи по теме:
Роль дидактической игры в развитии умственных способностей детей
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественну ...
Анализ образовательных и авторских программ
Детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное иск ...
Дистанционное обучение
Реализация данной образовательной программы и структуры учебных планов возможна только с применением дистанционной технологии обучения. Это обусловлено, прежде всего, тем, что дистанционное обучение ...