Методические рекомендации по использованию мультимедийного курса «Открытая физика»

Страница 1

Виртуальная лаборатория «Открытая физика» представляет собой пакет программ, оформленный в виде CD-диска и ориентированный на красочную иллюстрацию физических явлений и демонстрацию фундаментальных физических опытов.

При использовании курса «Открытая физика» в качестве физического практикума преподаватель сталкивается с двумя трудностями.

Во-первых, при организации регулярных занятий с группой учащихся необходимо иметь CD с «Открытой физикой» на всех компьютерах класса (CD-диск защищен от переписывания на жесткий диск компьютера и занимает слишком большой объем памяти).

Во-вторых, требуется значительная методическая работа для постановки конкретной лабораторной или практической задачи каждому учащемуся.

Первую трудность можно преодолеть с помощью локальной компьютерной сети. CD-диск устанавливается на устройство чтения: CD-ROM сервера компьютерного класса. И все учащиеся со своих рабочих мест обращаются к серверу и запускают программу на своих персональных компьютерах. Время обращения при этом увеличивается незначительно и практически не сказывается на темпе работы обучаемой группы.

Вторая проблема была нами решена путем разработки на базе «Открытой физики» учебно-методических материалов в поддержку уроков по теме «Электричество и магнетизм» для 10 класса.

В результате проведенного исследования нами было установлено: чтобы урок в компьютерном классе был не только интересен по форме, но и дал максимальный учебный эффект, учителю необходимо заранее подготовить план работы с выбранной для изучения компьютерной моделью, сформулировать вопросы и задачи, согласованные с функциональными возможностями модели. Разумно распределенный материал (с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся; обязательная логическая завершенность изучаемого) - это не только выигрыш времени для решения поставленных задач, но и залог успешного усвоения новых знаний учащимися.

Преимущественной на наш взгляд является, ситуация, когда учитель в начале урока раздаёт учащимся задания и контрольные вопросы в распечатанном виде.

В соответствии с нашей методикой на каждом занятии в конце работы учащимся отводится время для оформления результатов проведенных работ (таблиц, графиков, физических зависимостей, решенных заданий и т. п.) в письменном виде, после чего тетради сдаются для проверки преподавателю

Нами была апробирована модель урока, на которой в конце занятия проводилась групповая дискуссия, в ходе которой обсуждались основные трудности и полученные учащимися результаты. Компьютерные уроки без фиксированной концовки менее эффективны.

Безусловно, использование компьютера стимулирует мотивацию, поэтому, на наш взгляд, на начальных уроках следует выделить учащимся время на незапланированные эксперименты. Пусть они познакомятся даже с не относящимися к теме урока моделями (ведь на первых порах им всё интересно), иначе они обязательно будут пытаться делать это при выполнении плановых лабораторных работ. После этого стоит обсудить с учащимися следующие вопросы:

Какие модели с их точки зрения самые интересные?

Что они узнали нового, поработав с той или иной моделью?

Какие опыты они поставили, какие получили результаты?

Цель обсуждения - показать, что поставить осмысленный опыт и получить результат совсем не просто и здесь есть чему поучиться. Имеет смысл объявить конкурс на самый интересный опыт. Следует позволить учащимся вволю поэкспериментировать, освоить интерфейс курса. Это сэкономит время на последующих уроках. Важно, чтобы каждый ученик выполнял своё персональное задание, и в своём ритме. При этом учащиеся работают в полную силу и получают от этого удовлетворение.

В дидактике имеется ряд теорий обучения, которые по-разному объясняют сущность дидактического процесса и, следовательно, различным образом предлагают его строить. Виды обучения различаются по характеру обучающей и учебной деятельности, по построению содержания, методам и средствам обучения. Основные виды обучения: объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное.

При разработке методики использования мультимедийного курса «Открытая физика» на компьютерном практикуме мы придерживались принципов программированного обучения, в соответствии с которыми строился учебный процесс и, согласно которым, учение осуществлялось как управляемая деятельность, так как материал разбивался на мелкие, легко усваиваемые «порции». Они последовательно предъявлялись учащимся для усвоения. После изучения следовало подведение итогов - проверка степени усвоенного.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Организация учебной деятельности как один из путей развития учебной мотивации учения
Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких учебных действий она состоит, как эти части между собой соотносятся, то ...

Задачи, структура, содержание профессионального обучения
Задачи и основную направленность процесса производственного обучения необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с перестроечными процессами происходящими в общество, с учетом основных целей профес ...

Взаимосвязь наркомании с социализацией детей
Одной из самых больных проблем отклоняющегося поведения подростков в современном мире является подростковая наркомания. 0 масштабах этого асоциального явления в России можно судить по следующей стати ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru