В XIX веке отношение к слабоумным начинает рассматриваться не только как проявление гуманности, но и как средство самосохранения общества: попадая на улицу, такие люди становились причиной роста преступности, асоциального поведения. Начинает создаваться законодательная база, появляются спецучреждения, ширится движение в защиту аномальных детей, появляются органы, контролирующие деятельность спец. учреждений, организующие индивидуальную опеку над слабоумными.
Новое отношение к детям с нарушениями развития и инвалидам формируется в нашей стране после Октябрьской революции 1917г. Больные и обездоленные дети получили право на воспитание, обучение, лечение. Все мероприятия государства, направленные на борьбу с беспризорностью, дефективностью, защиту прав, общее оздоровление подрастающего поколения, стали именоваться «охраной детства».
Охрана детства стала обязанностью сразу нескольких наркомов: Наркомпроса, Наркомздрава, Наркомсобеса, Наркомюста, ВЧК, детской комиссии при ВЦИКе. Деятельность спецшкол регламентировалась только решениями различных конференций, съездов, и лишь в1926 году выходит распоряжение Наркомпроса РСФСР «Об отборе детей во вспомогательные детские учреждения», которое стало первым официальном указанием о комплектовании вспомогательных школ.
Самым значительным событием в жизни вспомогательной школы является принятие коллегией Наркомпроса в 1931г. решения о введении всеобщего обязательного обучения дефективных детей в возрасте от 8 до 15 лет. Этим же решением вспомогательная школа была преобразована во вспомогательную фабрично-заводскую семилетку.
Особую остроту проблема воспитания и обучения лиц с нарушениями в развитии приобрела после Второй мировой войны. Это было вызвано рядом причин:
· прогресс развития экономики, образования, культуры и социальной жизни общества потребовал людей с высокоразвитым интеллектом;
· введение обязательного обучения в развивающихся странах и повышение всеобщего образовательного ценза выдвинули проблему дифференциации обучения по познавательным возможностям;
· в международном масштабе получила развитие проблема прав человека.
Особое внимание проблеме прав человека уделяет ООН. В 1948г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всеобщую декларацию прав человека. Это документ, который определяет права человека в различных областях.
Согласно этому документу:
· все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах;
· каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность;
· все люди равны перед законом и имеют право на защиту закона;
· никто не может подвергаться вмешательству в личную и семейную жизнь;
· каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в различных областях;
· каждый человек имеет право на образование .
В 1959 г., развивая положения Всеобщей декларации прав человека, Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребёнка. На основе этого документа, ребёнок в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе. В Декларации подчеркивается, что человечество обязано дать ребенку всё лучшее, что оно имеет. В ней провозглашено 10 принципов представления прав и свобод ребенку. Один из них напрямую относится к детям, имеющим дефекты в развитии: «Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния».
Статьи по теме:
Методы педагогического исследования
Методы исследования в педагогике – приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. ( Педагогический словарь). Под методом исследования понима ...
Развивающие индивидуально-групповые занятия с подростками
осложненного поведения
Взаимодействуя с существующими общественными ценностями в жизни, подросток сравнивает свое поведение с теми образцами, которые предлагаются ближайшим окружением: родителями, педагогами и другими знач ...
Методика развития мотивации учения у младших школьников
Главное, чему нужно научить ребёнка на уроках - это размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения и проверять их правильность, наблюдать, обобщать и делать выводы ...