Система домашних заданий, их роль в обучении

Статьи о педагогике » Профессиональное обучение » Система домашних заданий, их роль в обучении

Страница 1

Домашнее задание - это задание, задаваемое учителем ученику для самостоятельного выполнения после уроков. Домашнее задание закрепит новый изученный на уроке материал, усвоение которого носит концентрированный характер. Самое элементарное в домашнем задании - это буквальное повторение пройденного учебного материала.

Домашние задания различают по задачам, которые они выполняют и по видам:

1. Усвоение фактического материала. В первую очередь здесь предлагается закрепление знаний и навыков, полученных на уроке. Это достигается различными письменными упражнениями, решением задач, работой над текстом учебника, наблюдениями за окружающими явлениями.

2. Усвоение знаний в системе. Имеются в виду такие задания, которые требуют установления причинно-следственных и других связей и отношений между изучаемыми явлениями или процессами. Учащиеся должны выделить в изучаемом материале наиболее существенные понятия или закономерности, определить последовательность событий, классифицировать фактические данные.

3. Формирование обобщения. Здесь речь идет о сложной мыслительной работе, предполагающей достаточно прочные навыки и умения, связанные с применением мыслительных операций, особенно сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Ученик должен самостоятельно изучить материал, выделить из него существенное, установить имеющиеся связи между рассматриваемыми явлениями и сделать обобщающие выводы.

4. Применение знаний. Здесь речь идет о различных практических работах, позволяющих установить тесную связь между теорией и практикой. Обычно подобные задания завершают изучение теоретического материала и требуют от учащихся целого ряда практических умений и навыков, которые вырабатываются как в классной, так и во внеклассной работе.

5. Контроль знаний учащихся. Здесь предполагаются такие задания, которые специально предназначены для проверки знаний, умений и навыков. От учащихся требуется не только знание фактов и понятий, но и достаточно глубокое их осознание, умение применять знания в различных условиях, устанавливать необходимые связи и т. д.

6. Нравственное воспитание учащихся. Речь идет о заданиях; специально направленных на формирование научного мировоззрения учащихся и на нравственное воспитание их. Несомненно, что почти все виды заданий способствуют решению этой задачи, но в данном случае учитель подчеркивает специальную цель и при проверке задания акцентирует на ней внимание учащихся.

Виды домашних заданий:

1) Лежащие в основе развития знаний, умений и навыков:

· заучивание материала учебника и его пересказ;

· группировка материала по какому-либо признаку и подготовка к его изложению

· осознание последовательности отдельных фактов и положений;

· ответы на специально поставленные вопросы учителя;

· подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;

· выделение в тексте основного и второстепенного материала,

· постановка опытов (домашних экспериментов по физике, химии, биологии, математике);

· практические работы, решение качественных задач;

· решение задач, связанных с материалом предыдущего урока;

· работа над устранением ошибок,

· письменные ответы на вопросы;

2) Направленные на развитие творческих способностей и учитывающие индивидуальные особенности учеников:

· Сочинение

При написании сочинения учащиеся проделывают полезную работу – изучают учебную и научно-популярную литературу по теме, отбирают из большого материала необходимый минимум. Тематика сочинений разнообразна.

Самостоятельное составление задач.

Положительное влияние на умственное развитие учащихся оказывают домашние задания по составлению задач. Для выполнения такой работы надо иметь знания об определенных явлениях, о соотношении различных величин, участвующих в процессе, уметь выбрать данные в соответствии с действительностью.

Составлять задачи можно:

1) по применению математики в какой-нибудь отрасли народного хозяйства (такие задачи уместны после проведения экскурсии на производство);

2) по составлению логических задач, числовых ребусов, чайнвордов и т.д.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Основы формирования чувства гражданственности
Современная политическая и экономическая ситуация, складывающаяся в России, объективно выдвинула на первый план проблему формирования гражданского общества, без которого невозможно существование исти ...

Воспитательный и обучающий потенциал игры
Их воспитывающий потенциал всегда зависит, во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр; во-вторых, от того, каким героям подражают дети; в-третьих, о ...

Методика нравственного воспитания старших дошкольников
Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должног ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru