Задачами практической части настоящего исследования являются следующие:
1.Выявить основные направления социально-педагогической деятельности в специальной коррекционной школе VIII вида.
2. Провести диагностическое исследование уровня социальной адаптированности воспитанников школы-интерната VIII вида.
3. Изучить опыт работы социального педагога в специальной (коррекционной) школе-интернате и выявить её результативность.
4. Провести повторную диагностику уровня социальной адаптированности воспитанников школы-интерната VIII вида.
Базой исследования является ГОУ «Серафимовичская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида».
Методы исследования:
1. Составление социального паспорта школы.
2. Анализ личных дел и медицинских карт учащихся.
3. Наблюдение.
4. Беседа с педагогическим коллективом школы.
В 2007-2008 учебном году в школе-интернате в начальной и основной школе занимались 9 классов-комплектов, в которых на конец 2007-2008 учебного года обучались 132 ученика.
Социальный паспорт школы позволил выявить следующее:
В школе постоянно обучаются 132 учащихся в возрасте от 7 до 17 лет.
Из 132 учащихся школы – 94 мальчика и 38 девочек.
Рис. 1. Соотношение количества мальчиков и девочек к общему числу учащихся.
Таким образом, мальчики составляют 71,2% от общего количества учащихся, девочки – 28,8% от общего количества учащихся.
Каждый из воспитанников, кроме основного диагноза имеют сопутствующие заболевания. 98% учащихся относятся к 4-оой группе здоровья, 2% - к 3-й группе, инвалидов - 21 человек.
Сирот - 14, опекаемых - 2 человека.
Социальный состав семей:
Всего семей - 60, из них:
· 17 – семей многодетных,
· 38 - семей малообеспеченных,
· 10 – семей неблагополучных.
Таким образом, видно, что все дети из семей группы риска. Из одной и той же семьи в школе обучается несколько детей.
Анализ личных дел и медицинских карт учащихся показал:
1. Учащихся с диагнозом «Умственная отсталость в умеренной степени выраженности» - 42чел. Из них 12 человек имеют общее недоразвитие речи и логоневрозы, как следствие этого проблемы в обучении грамоте и трудности в коммуникации.
2. Учащихся с диагнозом «Умственная отсталость в лёгкой степени выраженности» - 63 человека. Из них имеют нарушения поведения – 5 человек, нарушения памяти – 4 человека, нарушения речи – 7 человека, органические поражения ЦНС – 6 человек, что создаёт дополнительные трудности для обучения и социальной адаптации таких учащихся.
3. Учащихся с диагнозом «Олигофрения в стадии дебильности» - 25 человек. Из них общее состояние здоровья отягощено наследственностью у 1 человека, нарушения речи – у 4 человек.
4. Учащихся с диагнозом «органическое расстройство личности и поведения с выраженной интеллектуальной недостаточностью I степени» (ОНР I) - 2 человека.
Рис. 2. Соотношение количества учащихся с различными диагнозами
Таким образом, большое количество детей наряду с основным диагнозом имеют дополнительные проблемы, как то:
- нарушения, недоразвитие речи и логоневрозы – 17,4%;
- нарушения памяти – 3%;
- нарушения поведения – 3,8%;
- органические поражения ЦНС – 4,5%.
По результатам наблюдения и бесед с педагогическим коллективом школы был выявлен круг проблем в социальной адаптации, поведении и воспитании учащихся школы-интерната, связанных с диагнозом:
1. Проблемы в коммуникации со сверстниками.
2. Довольно высокий уровень тревожности и агрессивности.
3. Проблема непосещаемости учебного заведения.
4. Проблемы в трудоустройстве.
На основании полученных данных можно выделить три уровня социальной адаптации учащихся коррекционной школы:
Высокий уровень: характеризуется хорошей успеваемостью по учебным дисциплинам, сформированностью социально-нравственных позиций, сформированностью социально-бытовых умений и навыков, высоким уровнем коммуникации, низким уровнем тревожности и агрессии.
Средний уровень: характеризуется удовлетворительной успеваемостью по учебным дисциплинам, стабильностью социально-нравственных позиций, некоторыми трудностями в приобретении социально-бытовых умений и навыков, недостаточно высоким уровнем коммуникации, повышенным уровнем тревожности и агрессии.
Статьи по теме:
Работа с родителями
Современные родители уже привыкли к личной безответственности, которую в нас воспитали на протяжении последних десятилетий. Но нельзя давать согласие на эту разрушительную работу. В конце каждого уче ...
Понятия взаимодействия,
сотрудничества
взаимодействие сотрудничество педагог дошкольный Сегодня, признав приоритет семейного воспитания перед общественным, возложив ответственность за воспитание детей на родителей мы понимаем, что это тре ...
Паспорт общеобразовательного учреждения
Тип и вид образовательного учреждения – ГОУ СПО Красноярский электромеханический техникум (КЭМТ). Базовое предприятие ФГУП ПО «Электрохимический завод». Адрес: 663690, Зеленогорск, Красноярского края ...