Методические особенности изучения нарушений в общении родителей и подростков с осложненным поведением

Статьи о педагогике » Социально-педагогические технологии в работе с подростками осложненного поведения » Методические особенности изучения нарушений в общении родителей и подростков с осложненным поведением

Страница 3

Тесты хороши тем, что их можно применять непосредственно во время встреч с родителями на собраниях, занятиях. Процедура тестирования и обработка его результатов занимают немного времени.

Немало полезной информации о семье, в которой есть дети с осложненным поведение, дает метод анализа творческой деятельности детей, особенно всевозможных рисунков, которые дают возможность анализировать внутреннее состояние человека, его способности отражать мир своих переживаний, проблем. Этот метод несет информацию об общем эмоциональном восприятии ребенком семьи и о чувствах к отдельным ее членам,

Например, детям предлагается выполнить рисунки на темы: "Моя семья", "Любимые занятия в семье", "Выходной день нашей семьи", "Нарисуй свои печали" и др. Многие компоненты этого задания информативны: последовательность, с какой рисовали членов семьи (более значимые для ребенка члены семьи изображались первыми); расположение фигур на листе; отсутствие на законченном рисунке некоторых членов семьи; тщательность, с которой изображены отдельные члены семьи (чем выше этот показатель, тем большей симпатией и любовью ребенка пользуется данный член семьи), Этот метод позволил получить представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, об отношениях с другими ее членами, о конкретном тине семьи, об условиях семейной жизни.

По мнению Г.Т. Хоментаускаса, причины популярности рисуночных методик следующие: процесс рисования оказывает исключительное, растормаживающее действие на ребенка, уменьшает напряженность, способствует установлению эмоционального контакта с ним; рисунки удобны в применении: простой инструментарий; рисунок семьи - высокоинформативное средство познания личности ребенка, отражающее то, как ребенок воспринимает себя и других членов семьи, какие чувства он переживает в семье.

Самой известной и широко используемой методикой является "Кинестетический рисунок семьи". Она направлена на диагностику семейных отношений и состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. Согласно Р. Бернсу и С. Кауфману, авторам данной модификации, действия и объекты, изображенные на рисунке, заключают в себе энергию, созвучную определенным отношениям. "Энергии" или "поля напряжения" могут отражать злобу, зависть, соревнование, стремление к близким контактам и т.д. Например, игра в мяч говорит о конкуренции, зависти; горящий огонь - о враждебном отношении, злобе.

Также можно использовать методику анализа семейного воспитания. Ее авторы - Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис. Методика "Анализ семейного воспитания" (АСВ) предназначена для изучения опыта родителей в воспитании подростка, выявлении ошибок в родительском воспитании. Она позволяет диагностировать нарушения в системе взаимного влияния членов семьи, нарушения в структурно - ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, нарушения в механизме интеграции семьи.

Социальному педагогу важно в процессе диагностики выстроить логически последовательную систему методов для получения объективной информации. Используя перечисленные методы и методики, он может изучить взаимоотношения в семье, где есть ребенок с осложненным поведением, выявить трудности во взаимодействии родителей и детей, определить сферы социально-педагогического воздействия.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Педагогические особенности развития одаренных детей
В основе педагогической проблемы одаренности лежит познавательная деятельность ребенка. Одаренные дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, мозг одаренных ...

Методика проведения дидактических ир.
Предлагаем общие методические советы, необходимые для проведения игр: 1. Воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в ней. Выбор игры определяется как уровнем умственного разв ...

Концептуальные модели обучения истории в школе
1. Воспитание, отражая уровень развития общества и культуры и соответствуя им в основных аспектах, носит противоречивый характер в современных условиях и является, с одной стороны, технократическим ( ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru