Анализ работы педагогов на уроках литературы по изучению теоретико-литературных понятий

Статьи о педагогике » Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий » Анализ работы педагогов на уроках литературы по изучению теоретико-литературных понятий

Страница 3

Эта сказка уже неоднократно анализировалась литературоведами и методистами, но в лингвопоэтическом аспекте пока еще не рассматривалась. Между тем анализ языка сказки поможет правильно оценить своеобразие романтического стиля А. Погорельского.

Одним из характерных признаков романтической сказки является фантастическое начало, которое (в отличие от зачина в фольклорной фантастике) носит скорее неявный, чем выявленный характер. Это обусловлено действием такого важного принципа романтического направления, как двоемирие. Типология видов фантастики (явная и неявная) предложена Ю. Манном. Под явной фантастикой исследователь подразумевает изображение чудесных событий без учета принципа правдоподобия, под неявной – усиливающееся "стремление ограничить прямое вмешательство фантастического в сюжет".

А. Погорельский одним из первых в русской романтической литературе использовал изобразительный потенциал обоих типов фантастики. В его сказке можно выделить три основные типа единиц, по-разному участвующих в формировании фантастического колорита:

1) средства создания явной фантастики (конопляное семечко, которое в изображаемой писателем действительности выступает знаком ирреального мира, даруя Алеше чудесную способность знать уроки, не уча их);

2) средства создания неявной фантастики:

а) макрообразы, обладающие сюжетообразующим статусом (король, подземные жители);

б) микрообразы – детали, которые в результате подключения фоновой семантики формирующего их словесного материала служат средством создания атмосферы таинственности;

3) слова-операторы, с помощью которых "включается" механизм действия неявной фантастики. Среди них важную роль играют компоненты смысловых полей "Время" и "Пространство". Именно их анализ необходим прежде всего для правильного понимания идейного содержания сказки.

Анализ лексико-семантической организации сказки А. Погорельского "Черная курица или Подземные жители" показывает, что писатель, которого обычно считают последователем немецкого романтизма в русской литературе, вполне самобытен. Без сомнения, его обнаруживает связь с немецкой литературой, но содержит и целый комплекс единиц, характерных для русской культуры. Своеобразие творческой манеры писателя обнаруживается и в использовании средств формирования явной и неявной фантастики, во внимании к фоновой семантике слова.

Совершенно иной подход к формированию теоретико-литературных понятий предлагает А. В. Степанов из г. Москвы. Он приводит нам пример, как можно сформировать понятие языка и стиля произведения на основе изучения "Путешествие из Петербурга в Москву" А. Н. Радищева.

"Путешествие из Петербурга в Москву" - произведение драматической судьбы. Мы имеем ввиду драматизм стиля. Рожденное в недрах сентименталистского стиля, оно явилось к читателю публицистическим. Случилось это в 1905 – 1906 гг. – в пору революционных песен и гимнов, шествий, демонстраций и баррикад. Оно попало в самую точку нарождающейся идеологии – "классового духа" литературы и языка. Впоследствии что бы о нем ни писалось, речь шла только об использовании языковых средств в целях создания революционного пафоса. Мы свою задачу видели в том, чтобы показать "Путешествие из Петербурга в Москву".

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Цели, задачи, значение и содержание контроля результатов обучения химии
Контроль результатов обучения - важная часть процесса обучения. Его задача заключается в том, чтобы определить, в какой мере достигнуты цели обучения. Так как контроль носит в средней школе обучающий ...

Дидактический принципы, предъявляемые к содержанию лекции
Содержание лекции должно отвечать ряду дидактических принципов. Основными из них являются: целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность. Целостность лекции обеспечивается создан ...

Роль телевидения как средства формирования духовно- нравственных ценностей младших школьников
Человек 21 века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации проникли во все сферы жизни. Медиа ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru