Выявленные в ходе констатирующего эксперимента пробелы в знаниях изобразительно-выразительных средств и прочих литературных понятий определили основные задачи формирующего этапа:
- Расширить знания детей о теоретико-литературных понятиях в лирических произведениях (дать понятие о стихотворных размерах, жанрах лирических произведений);
- Познакомить с творчеством поэтов, чьи произведения представляют наибольший интерес с точки зрения теоретико-литературных понятий;
Первым этапом нашей опытно-практической работы было изучение содержания программы с целью выявления возможности включения информации о теоретико-литературных понятиях в урок литературы.
На основе изучения содержания учебника "Литература. 6 класс." В.Я. Коровиной были определены темы, при изучении которых целесообразно включать сведения о теоретико-литературных понятиях в лирических произведениях, составлен тематический план на период проведения формирующего эксперимента.
Тематический план по литературе с включением теоретико-литературных понятий в лирических произведениях.
|
№ п/п |
Тема |
Изучаемое понятие |
|
1. |
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. "Тучи": тема, идея, композиция стихотворения. |
Особенности поэтических интонаций. |
|
2. |
Стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок", "Утёс", "На севере диком…" |
Антитеза как основной приём, используемый в этих стихотворениях. |
|
3. |
Стихотворные размеры. |
Двухсложные и трёхсложные размеры стиха. |
|
4. |
Ф. Шиллер "Перчатка" (В перев. А. Жуковского) |
Понятие о балладе. |
|
5. |
Н. В. Гоголь. Слово о писателе. "Ночь перед Рождеством" |
Картины природы и народной жизни в повести. |
|
6. |
Роль фольклорных элементов в повести. |
Поэтизация чистой и светлой любви. |
Материал по теоретико-литературным понятиям использовался как дополнение к основному программному материалу. Материал подбирался по жанровому и тематическому принципу. По объёму сведений материал занимал примерно 1/5- 1/4 от всего учебного материала для изучения на данном уроке. Например, при изучении темы "М.Ю.Лермонтов, стихотворения "Парус", "На севере диком…"" содержание было дополнено тестовым заданием о творчестве М.Ю. Лермонтова с включением теоретико-литературных понятий, изученных при анализе стихотворений.
Тест.
1. Что общего в тематике стихотворений М.Ю. Лермонтова "Тучи", "Листок", "На севере диком…", "Утёс", "Парус"?
а) гражданская тематика
Статьи по теме:
Состояние проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в
психолого-педагогической литературе
В соответствии с Законом "Об образовании" и "Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении" одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодейст ...
Функции системы дополнительного образования детей в России
Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность транс ...
Спонтанные группы и свободное общение
Организованный коллектив, складывающийся в школе, является основной группой принадлежности старшеклассника. Но эта группа не единственная. Усложнение и внутренняя дифференциация деятельности и интере ...