Апробирование методов и приёмов, направленных на формирование теоретико-литературных понятий при изучении лирических произведений

Статьи о педагогике » Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий » Апробирование методов и приёмов, направленных на формирование теоретико-литературных понятий при изучении лирических произведений

Страница 1

Выявленные в ходе констатирующего эксперимента пробелы в знаниях изобразительно-выразительных средств и прочих литературных понятий определили основные задачи формирующего этапа:

- Расширить знания детей о теоретико-литературных понятиях в лирических произведениях (дать понятие о стихотворных размерах, жанрах лирических произведений);

- Познакомить с творчеством поэтов, чьи произведения представляют наибольший интерес с точки зрения теоретико-литературных понятий;

Первым этапом нашей опытно-практической работы было изучение содержания программы с целью выявления возможности включения информации о теоретико-литературных понятиях в урок литературы.

На основе изучения содержания учебника "Литература. 6 класс." В.Я. Коровиной были определены темы, при изучении которых целесообразно включать сведения о теоретико-литературных понятиях в лирических произведениях, составлен тематический план на период проведения формирующего эксперимента.

Тематический план по литературе с включением теоретико-литературных понятий в лирических произведениях.

№ п/п

Тема

Изучаемое понятие

1.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. "Тучи": тема, идея, композиция стихотворения.

Особенности поэтических интонаций.

2.

Стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок", "Утёс", "На севере диком…"

Антитеза как основной приём, используемый в этих стихотворениях.

3.

Стихотворные размеры.

Двухсложные и трёхсложные размеры стиха.

4.

Ф. Шиллер "Перчатка" (В перев. А. Жуковского)

Понятие о балладе.

5.

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. "Ночь перед Рождеством"

Картины природы и народной жизни в повести.

6.

Роль фольклорных элементов в повести.

Поэтизация чистой и светлой любви.

Материал по теоретико-литературным понятиям использовался как дополнение к основному программному материалу. Материал подбирался по жанровому и тематическому принципу. По объёму сведений материал занимал примерно 1/5- 1/4 от всего учебного материала для изучения на данном уроке. Например, при изучении темы "М.Ю.Лермонтов, стихотворения "Парус", "На севере диком…"" содержание было дополнено тестовым заданием о творчестве М.Ю. Лермонтова с включением теоретико-литературных понятий, изученных при анализе стихотворений.

Тест.

1. Что общего в тематике стихотворений М.Ю. Лермонтова "Тучи", "Листок", "На севере диком…", "Утёс", "Парус"?

а) гражданская тематика

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Экспериментальное изучение содержания и методики национального воспитания младших школьников
Цель данного этапа: изучить возможности организации национального воспитания в начальной школе. База исследования Исследовательская работа была проведена в школе № 50 в 4 «А» и 4 «В» классах (50 учащ ...

Характеристика основных этапов изучения математических понятий
Методика работы над определением предполагает: 1) знание определения; 2) обучение распознавания объекта, соответствующего данному определению; 3) построение различных контрпримеров. Например, понятие ...

Государственная регистрация индивидуальной трудовой педагогической деятельности
Основу правового статуса индивидуальной трудовой педагогической деятельности составляет статья 48 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в ред. Федерального закона от 17 июля 2009 г. ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru