Апробирование методов и приёмов, направленных на формирование теоретико-литературных понятий при изучении лирических произведений

Статьи о педагогике » Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий » Апробирование методов и приёмов, направленных на формирование теоретико-литературных понятий при изучении лирических произведений

Страница 4

Тема: "Баллады литературные и народные".

Цель и задачи: познакомить учащихся более подробно с жанром баллады; дать определение различных разновидностей этого жанра; расширить представления детей об этом понятии;

Средства обучения: портреты писателей, сборники произведений, запись "Лесной царь" Ф. Шуберта, выставка рисунков и творческих работ учащихся.

План урока

1. Слово учителя.

- Итак ребята, на сегодняшнем уроке мы познакомимся с творчеством великого английского поэта эпохи романтизма Робертом Бёрнсом, а также изучим понятие баллады на примере его баллады "Вересковый мёд".

2. Чтение учителем вслух баллады "Перчатка".

Давайте запишем определение баллады в тетради.

Баллада – (от ит. Ballare - писать) – хоровая песня в средневековой западноевропейской поэзии, позднее- небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой- либо необыкновенный случай; многие баллады связаны с историческим событиями и преданиями ("Баллада о Робин Гуде", "Песнь о вещем Олеге" А.С. Пушкина); с фантастическими, таинственными происшествиями ( "Светлана" В Жуковского). Баллады делятся на народные (связанные с историческими событиями и не сохранившие имени автора) и литературные (как правило, написаны позднее и известно имя автора).

Беседа по вопросам:

1.) Итак, как вы думаете, к какому жанру относится данная баллада?

2.) О каком событии автор нам рассказывает?

3.) О реальном или вымышленном герое говорит автор?

4.) Почему мы относим эту балладу к жанру литературной, хотя ей присущи черты народной?

3. Самостоятельное чтение учащимися любой баллады (по выбору). Краткий пересказ по плану:

а.) Почему это произведение относится к жанру баллады;

б.) Вид баллады: народная или литературная;

в.) Какое из определений больше подходит к твоей балладе: историческая, бытовая, героическая, лирическая, комическая, любовная… Почему?

г.) Сюжет баллады;

д.) Что ты можешь сказать о композиции баллады (роль, повторы, диалоги, использование волшебных мотивов и т.д.)

е.) Какую иллюстрацию ты бы нарисовал к этой балладе (словесно либо карандашами и красками);

В начале урока выбирается компетентное жюри из числа участников класса и объявляется конкурс на лучшего чтеца и иллюстратора.

4. Слово учителя о том, что баллады вдохновили многих художников и композиторов на создание бессмертных произведений: (прослушивание произведений Ф. Шопена, Ф. Листа, И. Брамса; показ и обсуждение картин К. Брюллова, К. Васильева "Ожидание").

5. Итог урока: юмористически

Жюри подводит итоги и называет имена победителей в номинации:

- Лучшее художественное чтение баллады;

- Лучший пересказ баллады;

- Лучшая иллюстрация эпизода баллады;

Награждение участников отпечатанными на компьютере дипломами.

6. Задание на дом.

В ходе дальнейшего изучения программного материала 6 класса мы познакомились с творчеством Н.В Гоголя и его повестью "Ночь перед Рождеством". В процессе изучения этого произведения мы научились делить произведение на части и выделять в них главное.

Фрагмент урока

2. Слово учителя: Гоголь заставляет нас смеяться. Как он это делает? Изображает героев в смешном виде, с юмором. Прочитаем определение юмора в словаре и запишем в тетрадь.

Юмор – изображение героев в смешном виде, с юмором. Смех помогает человеку освобождаться от дурного, мелкого, пошлого. В отличие от сатиры, юмор – смех веселый, доброжелательный.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Игра как средство воспитания
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки ...

Раскрытие понятия «компьютерные программы», цели и задачи их реализации
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подх ...

Закономерности и условия формирования письменной речи у детей
Как мы уже видели, психологическое содержание процесса письма достаточно хорошо известно психологии, но еще нельзя сказать, что столь же хорошо известны та роль, которую играет каждый из указанных пс ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru