Оценка вербально-логического мышления

Страница 1

Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение слов», позволяющей оценить способности испы­туемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из 15 серий, в каждой серии — по 4 cлова.

Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол регистрации ответов.

Бланк методики «Исключение слов»

1) Книга, портфель, чемодан, кошелек

2) Печка, керосинка, свеча, электроплитка

3) Часы, очки, весы, термометр

4) Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед

5) Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор

6) Бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы

7) Дерево, этажерка, метла, вилка

8) Дедушка, учитель, папа, мама

9) Иней, пыль, дождь, роса

Исследование проходит индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять зада­ние. Инструкция испытуемому: «Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными понятиями и мо­гут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Зачеркните слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок». Если ис­пытуемый не усвоил инструкцию, то один-два примера, но не из экспериментальной карточки, исследователь решает вместе с ним. Убедившись, что принцип работы понятен, ребенку предлагают самостоятельно выполнить задание — вычеркнуть на бланке под­лежащие исключению слова. Экспериментатор фиксирует время и правильность выполнения задания в протоколе.

Выполнение задания оценивается в баллах в соответствии с ключом: за каждый правильный ответ — 2 балла, за неправиль­ный - 0.

Ключ

1) книга, 2) свеча, 3) очки, 4) лодка, 5) пчела, 6) бабочка, 7) дерево, 8) учитель, 9) пыль.

2) Время выполнения задания рассчитывается с учетом поправки Т.

Таблица 1

Поправка Т на время выполнения задания

Время, с

Поправка Т на время, баллы

<250

0

250-330

-3

>330

-6

Интегральный показатель вербально-логического мышления А, объединяющий показатель продуктивности В и время выпол­нения задания с учетом поправки Т вычисляется по формуле

А = В + Т.

Получив индивидуальные данные по показателю вербально-логического мышления, можно подсчитать среднюю арифмети­ческую по группе в целом. Для получения групповых (возрастных) различий необходимо сопоставить рассчитанные эксперименталь­ные показатели между собой. Для сопоставления полученного показателя вербально-логического мышления с другими харак­теристиками мышления (образного), а также для интериндиви­дуального анализа нужно осуществить перевод абсолютных зна­чений в шкальные оценки по табл. 2

Таблица №2

№ п\п

Ф. И. учащегося

Задание

Общий результат (балл)

Уровень развития вербально-логического мышления

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Кушнерев

Александр

+

+

+

+

+

+

+

-

-

9

высокий

2

Данилина Дарья

+

+

+

+

+

-

-

-

-

5

средний

3

Кирпичев

Алексей

+

+

+

+

+

-

-

-

-

4

средний

4

Мирошников Валерий

+

+

+

+

-

-

-

-

-

4

средний

5

Еременко Марина

+

+

+

-

-

-

-

-

-

4

средний

6

Сулейманов Ренат

+

+

+

+

+

+

+

+

-

8

высокий

7

Тихонов Денис

+

+

+

+

+

-

-

-

-

6

средний

8

Черкашин Сергей

+

+

-

-

-

-

-

-

-

1

низкий

9

Тенизбаев Никита

+

+

+

+

+

+

+

+

-

8

высокий

10

Питимко Артем

+

+

-

-

-

-

-

-

-

0,8

низкий

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Проблема формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста
Познавательная активность в наше время не достаточно изучена, но изучение этой темы началось давно. Еще Ян Амос Каменский начал заниматься этой проблемой. Он совершил революцию в дидактике рассматрив ...

Особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опы ...

Оценка качества постановки вузовской лекции
Необходимость оценки качества лекции возникает во многих случаях. Так, прежде всего, преподаватель, закончив лекцию, может: · сам дать оценку своей лекции с целью их дальнейшей работы по её совершенс ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru