Дети младшего школьного возраста существенно различаются по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному, реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации.
Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребёнком.
Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса подлежат:
внимание;
память;
мышление;
речь;
восприятие;
воображение.
Предлагаемая программа, включающая в себя систему психодиагностических методик, имеет своей целью - комплексную оценку уровня психологического развития младших школьников (сферу познавательных процессов).
Психодиагностика детей, проводимая с помощью представленного далее комплекса методик, должна решать следующие задачи:
Выяснить, на каком уровне развития находятся познавательные психические процессы ребёнка;
Выявить имеющиеся у него задатки и способности;
Выработка рекомендаций.
Результаты, полученные в ходе проведения предлагаемых методик, в виде практических рекомендаций будут представлять собой весьма ценную информацию для педагога дополнительного образования, которая позволит создать правильные представления об уровне развития познавательных способностей младших школьников и применить на занятиях в учреждении дополнительного образования на основе этих представлений соответствующие игры.
Основная суть измерительного подхода познавательных процессов младших школьников – в процедуре и содержании тестовых задач.
Диагностика внимания младшего школьника
Внимание - один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит успешность учебной деятельности ребенка. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если заранее известны индивидуальные особенности внимания ребенка и тот уровень, на котором оно находится в данный момент времени.
Хотя в целом в онтогенезе внимание изменяется мало (это особенно касается его природнообусловленных видов: непосредственного и непроизвольного) и его основные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, все же со временем при достаточных и систематических усилиях можно избавиться от многих недостатков в развитии внимания ребенка. Это объясняется тем, что одни, слаборазвитые качества внимания можно компенсировать усиленным развитием других его качеств. Так, слабая устойчивость внимания нередко может быть восполнена его хорошей переключаемостью; относительно небольшой объем внимания как недостаток преодолевается за счет повышения продуктивности внимания; недостатки зрительного внимания могут быть частично уравновешены преимуществами слухового и двигательного внимания; дефицит механического – развитостью логического внимания и т.д.
С помощью диагностической методики «Корректурная проба» Л.Ф. Тихомировой изучали устойчивость, сосредоточенность, объем, переключение и распределение внимания.
Изучение особенностей внимания
20 строк букв, по 20 букв в каждой. По сигналу «начали» надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «с» и «м». Через каждую минуту по сигналу «стоп» ученик должен поставить вертикальную черту у той буквы, у которой его застал сигнал. Общая продолжительность работы – 3 минуты.
| ж | ф | с | я | а | б | ц | у | и | к | е | н | г | ш | щ | з | х | ф | м | о | 
| ы | в | а | и | р | о | о | л | д | ж | з | я | ч | м | и | т | ь | с | т | в | 
| о | б | ю | е | а | в | ы | р | е | н | о | л | б | ж | д | л | о | р | у | к | 
| ц | у | к | е | н | г | ш | щ | з | х | ф | ы | в | а | п | р | о | л | д | ж | 
| я | ч | с | м | и | т | ь | б | ю | э | ж | д | л | о | р | п | а | в | в | ы | 
| е | а | е | ы | ф | я | ч | с | м | и | т | б | ю | ф | ы | в | а | к | й | ц | 
| э | л | д | ж | э | ц | у | к | е | н | г | ш | щ | н | е | к | ц | ф | у | к | 
| и | м | с | ч | я | а | х | о | х | р | з | х | о | щ | н | е | к | у | ы | в | 
| ц | к | э | д | ж | л | о | н | с | а | в | и | ф | ю | в | м | б | ю | и | м | 
| е | к | у | ц | з | щ | ш | г | н | е | к | у | ц | м | с | ч | ю | т | и | п | 
| ф | ы | в | а | п | р | о | л | д | ж | з | щ | ш | г | н | е | к | у | н | г | 
| ж | д | л | о | р | п | ф | ы | в | а | п | р | о | л | д | ж | ю | б | и | м | 
| ф | ы | в | к | у | ц | е | н | г | ш | щ | л | о | р | п | и | т | м | с | ч | 
| р | п | а | о | л | д | и | м | с | ч | и | т | б | л | о | д | ш | е | н | г | 
| а | п | р | о | н | е | г | к | у | в | а | п | л | д | ж | и | т | б | м | с | 
| п | а | е | к | н | г | о | л | п | д | ж | ш | н | г | к | у | в | м | с | и | 
| э | л | д | ш | г | н | щ | у | к | е | н | д | о | р | г | с | и | т | п | р | 
| к | у | е | н | г | ш | л | о | р | д | ж | в | а | п | р | н | д | и | т | в | 
| в | а | п | р | н | г | о | л | д | и | т | ж | з | х | к | у | п | р | н | е | 
| с | и | т | р | н | г | е | ц | ы | в | с | и | м | п | р | о | н | е | г | б | 
Статьи по теме:
Различные подходы к изучению теоретико-литературных
понятий в теории литературы
	 Теория литературы в современной школе является частью общего курса литературы. Анализ программ по литературе для средней школы позволяет выявить систему теоретико-литературных понятий. Они группируют ...
	
Значение занятий лепкой в развитии детей дошкольного и младшего школьного
возраста
	 В настоящее время большое внимание уделяется эстетике в строительстве, технике и других областях производства. Поэтому будущие специалисты должны обладать художественным вкусом и чувством ритма. Реше ...
	
Педагогические условия профилактики отклоняющегося поведения детей младшего
школьного возраста
	 На формирование и развитие личности влияет и школа. Воспитание личности основывается только на положительных эмоциях. Заплаканный или расстроенный ученик не воспринимает уже ничего, даже самого распр ...