Занятия по ознакомлению с окружающим как эффективное средство формирования познавательной активности у детей с задержкой психического развития

Статьи о педагогике » Формирование познавательной активности у детей с задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с окружающим » Занятия по ознакомлению с окружающим как эффективное средство формирования познавательной активности у детей с задержкой психического развития

Страница 1

Занятия являются основной формой организации процесса обучения в детском саду. Именно на занятиях создаются условия для усвоения детьми достаточно сложных знаний, умений и навыков для формирования разных способностей детей. Оно даёт возможность создавать ситуации с большим количеством способов действия, стимулируют проявление познавательной активности. Занятия организованные определённым образом позволяют повысить уровень познавательной активности .

Занятия проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня для каждой группы определяется время проведения занятий, как правило, это утренние часы. При проведении занятий важна эмоциональность педагога, интригующая интонация голоса при вопросе, утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания. Живость эмоций повышает внимание детей к заданиям, вследствие чего повышается познавательная активность.

На занятиях у детей формируется отношение к миру и людям. Постепенно складываются компоненты учебной деятельности .

В любом занятии можно выделить три основные части. Первая часть – введение детей в тему занятия; определение целей, объяснение того, что должны сделать дети. В этой части дети настраиваются на выполнение какой-то работы, активизируется внимание и создается эмоциональный настрой, как важные компоненты познавательной активности. Введение детей в процесс обучения на занятии осуществляется по-разному, в соответствии со спецификой того или иного вида занятия, возрастом детей, условиям проведения занятия.

Вторая часть – самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка. В этой части воспитатель смотрит, как действуют дети. Активизируются память, мышление, умение делать выводы, действовать по инструкции. Не следует спешить объяснять или показывать ребенку способы действия в случае возникновения трудностей. Следует выяснить, в чем причина затруднений, и, прежде всего, активизировать опыт и знание ребенка, а если этого не достаточно, то могут быть применены более прямые способы помощи.

Третья часть, заключительная – анализ выполнения заданий и его оценка.

На каждом занятии решаются общие дидактические задачи: под руководством воспитателя формируется способность обучаться, развивается творческая и интеллектуальная активность. Значительное место на занятиях отводится тренировочным игровым упражнениям, играм на внимание, на отработку быстроты зрительной, слуховой и двигательной реакции. Различные игровые упражнения на повышение интереса, эмоционального тонуса, активизирующие работоспособность должны присутствовать на разных этапах занятия. В середине занятия, когда у детей с задержкой психического развития падает работоспособность или возникают трудности в переключении на новый вид деятельности, в занятие необходимо включить элементы игры, что поможет снять интеллектуальное напряжение. Важно обучать детей в совместной деятельности обращаться за помощью и использовать ее, спрашивать и отвечать на вопросы, выполнять указания.

Занятия могут быть обще групповыми, проводится с подгруппами детей, а иногда и индивидуально. Организуя работу со всей группой, воспитатель должен вместе с тем активизировать каждого ребенка, вовлекая его в объяснения, предлагая дополнить ответ товарища, рассказать о том, каким образом дети собираются решать поставленную задачу. В этом смысле, занятия групповые менее эффективны, чем подгрупповые и индивидуальные.

При обучении и воспитании дошкольника используются разнообразные методы и приемы, повышающие познавательную активность. Ю.К. Бабанским выделено три основные группы методов обучения:

Первая группа методов – методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности детей, среди которых особое место занимают методы, направленные на формирование интереса к учению.

Вторая группа методов – организация и осуществление учебно-познавательной деятельности. Использование этого метода позволяет детям получить доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам вещей. повысить интерес к познавательной деятельности и активизируют детей на занятие. Заставляют детей размышлять, делать выводы, анализировать материал занятия.

Третья группа методов – методы организации контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности детей.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Особенности проведения занятий с детьми дошкольного возраста с использованием сказки
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с ...

Актуализация внедрения альтернативных форм обучения в дошкольном образовании города Кунгур Пермского края
Динамика положительных перемен в дошкольном образовании не исключает наличия ряда вопросов, каков уровень развития детей, не посещающих дошкольные организации? С каким запасом здоровья эти дети прихо ...

Ход и результаты диагностического исследования уровня социальной адаптированности воспитанников коррекционной школы
Задачами практической части настоящего исследования являются следующие: 1.Выявить основные направления социально-педагогической деятельности в специальной коррекционной школе VIII вида. 2. Провести д ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru