Современная политическая и экономическая ситуация, складывающаяся в России, объективно выдвинула на первый план проблему формирования гражданского общества, без которого невозможно существование истинно демократического государства. В то же время, нельзя говорить о гражданском обществе вне контекста формирования гражданственности людей, которые должны осознавать себя самостоятельными членами этого общества, наделёнными определёнными правами и свободами и, в то же время, несущими ответственность перед обществом за свои действия и поступки. Тем более это положение относится к учителям и педагогическим коллективам, выполняющим воспитательные и образовательные задачи.
Проблема гражданского и патриотического воспитания занимала и по праву занимает одно из важных мест в общей тематике педагогических исследований. Традиция изучения проблемы восходит в отечественной педагогике к работам классиков: К.Д. Ушинского, К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.
Понятие гражданственность понимается и трактуется в педагогике весьма неоднозначно, что создает определенные трудности в теоретическом осмыслении и воспитательной практике. Ряд ученых неправомерно далеко отделяет понятие гражданственность от понятия патриотизм. В результате чего, гражданское воспитание и патриотическое несколько отдаляются друг от друга. Несомненно, что подобное разделение имеет методологическую ценность в теории, но в практике воспитания может создавать некоторые частные затруднения. Ряд ученых, незаслуженно сужает объем понятия «гражданственность», сводя его к честному выполнению своего профессионального долга.
Наиболее приемлемым на данный момент к практике воспитания можно считать интегрированное определение гражданственности, сформулированное Г.Н. Филоновым. «Гражданственность – это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся, в отношениях и деятельности человека, при выполнении им основных социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности, в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной ориентации на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений».
Гражданственность созидательна, а значит, формируется через деятельность каждого педагога, воспитанника, родителя, действующего в единой системе трудового коллектива. Особую роль в формировании гражданского мировоззрения принадлежит руководителю образовательного учреждения. Эффективность этой деятельности в общем виде будет определяться способностью обеспечить гармоничное сочетание целей государственного управления, с целями формируемыми обществом и личной жизнедеятельностью. Перед руководителем стоит сложная задача творчески, неформально подойти к созданию системы гражданского воспитания.
Гражданское мировоззрение руководителя необходимо постоянно развивать, оттачивать, укреплять, в процессе управленческой и профессионально–педагогической деятельности.
Сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Гражданственность – это высшая ступень развития нравственного сознания личности.
Статьи по теме:
Целевые ориентиры организации
Идеал (видение) – формирование позитивного имиджа образовательного учреждения, основанного на стремление удовлетворить потребности современного общества. Школа с комфортными и здоровыми условиями обу ...
Роль содержания учебного материала и форм организации учебной деятельности
в мотивации учения
Прежде всего, учебный материал должен отвечать познавательным потребностям детей. Учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся, чтобы содержание конкретного урока удовлетворял ...
СМК на современном этапе развития общества. Понятие, функции
Средства массовой коммуникации (СМК) - технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), c помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, мо ...