Изучение явления синестезии в методике русского языка

Страница 2

Развивая в себе каждое из чувств, приобщаясь к произведениям искусства, школьник глубже познает действительность, и чем раньше эти способности начнут развиваться, тем успешнее будет развитие и дальнейшее обучение человека. Этой идеей сейчас начинают активно пользоваться методисты при разработке обучающих программ по развитию речи.

Для благоприятного обучения и развития творческих и эстетических способностей младших школьников и подростков необходима разработка методик, направленных на использование всех органов чувств синхронно.

В настоящее время для развития, например, аудиовизуальной синестезии применяются не полноценные методики, а отдельные упражнения. К примеру, язык и музыка рассматриваются в тесной связи с визуальным миром живописи. Предпринимаются попытки соотнести язык с цветовой палитрой. Ученикам предлагается «озвучить» или «раскрасить» буквы алфавита.

Активно применяется прием «звуковой живописи», когда школьники создают и озвучивают иллюстрацию к несуществующему слову. Например, «мулум», «пальмята», «пылевытиратель», «хлопатель», «козобык» и др. С помощью существующих словообразовательных моделей дети придумывают новое слово языка, чаще всего это название какого-либо животного или предмета, и изображают его на бумаге, раскрашивают и «озвучивают».

Возможен иной вариант «звуковой живописи». В этом случае школьникам предлагаются несколько фигурок, которые также необходимо раскрасить и объяснить, какие звуки они могут издавать и почему.

Чаще всего «звуковая живопись» применяется при исследовании простой синестезии, которая представляет собой комбинацию двух ощущений, в нашем примере – слуха и зрения.

Для изучения сложной синестезии, представленной сложной комбинацией ощущений, используются различные тесты. На основе полученных результатов разрабатываются комплексы упражнений, которые выполняются учениками на интегрированных уроках русского языка, литературы и изобразительного искусства. Школьникам предлагаются несколько репродукций, фотографий или открыток, на которых необходимо найти теплые и холодные цвета, объяснить, какие звуковые ассоциации возникают при взгляде на изображение. Например, для сравнения можно предложить репродукции картин А.К. Саврасова «Зимний пейзаж», В.А.Серова «Зимний пейзаж» и К.А.Коровина «Зимой». Такие упражнения в большом количестве можно встретить в учебно-методическом комплексе С.И. Львовой.

В дополнение к изображениям нередко прилагаются два текста, чаще всего переводы, на уроке проводится сравнительная характеристика. Задача учеников - проанализировать изобразительные средства, сравнить с предложенной иллюстрацией, если она прилагается, охарактеризовать особенности «звучания» текста.

Например, в младших классах могут быть предложены тексты С. Я. Маршака, в среднем звене – переводы Ф.И.Тютчева, старшим школьникам – переводы сонетов и баллад. Достаточно интересные и разнообразные интерпретации получаются при сопоставительном анализе переводов сонетов У.Шекспира. В качестве дополнительного задания учитель может предложить подобрать музыкальный отрывок к иллюстрации или стихотворению. Главные условия подбора экспериментального и учебного материала – совпадение темы и сюжетов между собой, тексты должны быть «музыкальными».

При анализе предложенных отрывков на интегрированных уроках русского языка и литературы используются следующие приемы: комментирование отдельных эпизодов, анализ звукописи и изобразительных средств, определение колорита и настроения произведения, сопоставление «музыкальных характеристик» лирических героев в разных интерпретациях и др.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Оздоровительное значение подвижных игр
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей. Бла ...

Сенсомоторное развитие дошкольников
Прежде чем раскрыть значение сенсомоторного развития для детей старшего дошкольного возраста нам необходимо рассмотреть, что собой представляет сенсорное и моторное развитие детей. Сенсорное развитие ...

Пять шагов организации игрового процесса
Первый шаг —демонстрация песочницы. Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действител ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru