В процессе учебной деятельности формируются специальные способности, в основе которых лежат особые психологические задатки. У каждого человека разнообразны сочетания синестетических способностей и функций, своеобразен путь их формирования. Но очевидна и их обусловленность внешними воздействиями. Процесс развития ощущений осуществляется не только физиологически, но и под влиянием воздействия воспитания и обучения.
Цель данной главы – проанализировать результаты исследования динамики развития синестезии в речевой деятельности школьников на уроках развития речи.
Материал получен на основе экспериментальной системы уроков русского языка в 6 классе общеобразовательной школы №1 г. Мурманска (25 учащихся), 8 классе гимназии №2 г. Мурманска (20 учащихся) и 10 классе гимназии №2 г. Мурманска (26 учащихся). В ходе эксперимента школьникам 6, 8 и 10 классов был предложен комплекс упражнений. Проанализировав результаты их выполнения, сделаем вывод об особенностях динамики развития синестезии в речевой деятельности школьников разного возраста.
Развитие синестетических способностей, прежде всего, связано с умением школьника интерпретировать различные тропы и стилистические фигуры. Например, метафоры и эпитеты. Поэтому целесообразно на этапе диагностики (констатирующий эксперимент) предложить следующее задание. Учащимся раздаются таблицы, в которых перечислены метафоры и эпитеты. Учителем концентрируется внимание учащихся на необходимости правильного их объяснения. На следующем этапе диагностики ученикам предлагается выбрать из предложенных 1-2 примера словосочетаний и описать свои впечатления (см. приложение, урок №1): теплые звезды, горячий воздух, мягкий шепот, топот чугунный, мрак глаз, златоструйная вода, спелая звезда, алмазные лужи.
Предложенные метафоры и эпитеты были по-разному интерпретированы школьниками. Приведем несколько примеров.
Миша Щ., 6 класс
Мне кажется, что теплые звезды – это такие звезды, которые очень-очень близко. Они бывают на небе летом, когда тепло, когда выходишь на улицу, смотришь на луну и кажется, что можешь достать эти маленькие блестящие звездочки руками, кажется, что они очень близко, а нас самом деле до них очень далеко.
Яна С., 8 класс
Спелые звезды рассеиваются по небу каждую ночь. Они смотрят на нас и мерцают. Кажется, они улыбаются. К середине ночи спелые звезды созревают, их становится видно из каждой точки Земли. Такие ночи прекрасны. Хочется мечтать, смотреть на небо и размышлять о том, что на свете есть еще столько прекрасного, что уже видели эти маленькие огоньки, но не видели мы.
Дима Ж., 10 класс
Мне кажется, нет ничего удивительного в том, что есть на свете алмазные лужи. Они существуют, да-да . Представьте себе утро, яркое солнце, лучики, гуляющие по домам и цветам. Тепло, но солнце еще не успело высушить маленькие лужи на асфальте после вчерашнего дождя. В алмазной воде отражаются небо, тучки, плывущие куда-то, верхушки деревьев. Вода кажется чистой и прозрачной, хрустальной, сделанной из тончайшего стекла, алмазной, изумрудной. Такие картины не имеют ценности, они дарят чувство свободы и счастья…
Как видим, при интерпретации школьники всех классов сумели грамотно синтезировать возможности всех органов чувств, но на разном уровне.
Так, создавая тексты, учащиеся 6-8 классов могут идти двумя путями. Они либо полностью подражают в своем сочинении уже услышанному, используют клишированные фразы, буквально воспроизводя то, что сказано другими, либо подключают фантазию, описывая нечто, исходя из сформированной у них картины мира.
Статьи по теме:
Принципы дидактики в обучении математике
Методика не только использует достижения дидактики для усовершенствования учебного процесса, но и сама оказывает влияние на развитие дидактики МПМ, решая свои задачи, учитывает основные общедидактиче ...
Особенности овладения лексической сочетаемости слов детьми дошкольного
возраста с системными нарушениями речи
Логопедическая наука и практика в настоящее время ориентируются на обучение и воспитание детей с нарушением развития речи и на необходимость разработки содержания и методов логопедического воздействи ...
Типология языковых способностей
Вербальные способности - вербальный интеллект. Степень выраженности у индивида словесно-логического (вербального) мышления, способности использовать язык, речь как средство оформления мыслей. Вербаль ...