Методические основы исправления звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статьи о педагогике » Коррекция сигматизма шипящих звуков у старших дошкольников с ОНР » Методические основы исправления звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 3

11. Необходимо широко использовать наглядный материал: отдельные картинки и серии картин, всевозможные лото, картинное домино. Это помогает поддерживать у детей интерес к занятиям, концентрировать их внимание, вызывает положительные эмоции, а значит, способствует достижению наибольшего эффекта.

12. Логопед должен учитывать индивидуальные особенности ребенка.

«В литературе нет единого мнения по вопросу о том, на сколько этапов подразделяется логопедическое воздействие при дислалии: в работах Ф.Ф. Рау выделяются два, в работах О.В. Правдиной и О.А. Токаревой – три, в работах М.Е. Хватцева – четыре».

К числу основных этапов работы по преодолению нарушений звукопроизношения О.В. Правдина, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Б.М. Гриншпун относят следующие:

- подготовительный;

- формирования произносительных умений и навыков;

- закрепления произносительных умений и навыков.

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков проводится в определенной последовательности:

- постановка звука;

- автоматизация в слогах (прямых, обратных, закрытых, открытых, со стечением согласных), в словах;

- автоматизация в предложениях;

- дифференциация сходных по звучанию и артикуляции звуков;

- автоматизация в разговорной речи.

Исходя из цели и задач логопедического воздействия, представляется оправданным выделить следующие этапы работы:

1) подготовительный этап;

2) этап постановки правильного произношения;

3) этап автоматизации звука;

4) этап дифференциации звуков.

Целью подготовительного этапа является подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:

- формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;

- формирование направленной воздушной струи;

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие фонематического слуха;

- отработка опорных звуков.

Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки определенных положений губ, языка, необходимых для звука, над которым проводится непосредственная работа. Очень важно, чтобы работа над ними проводилась целенаправленно и качественно, т. к. от их выполнения во многом зависит постановка звука.

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т. е. для достижения конечного результата используется зрительный контроль. После того как ребенок научится выполнять движение, зеркало можно убрать, а функции контроля возьмут на себя собственные ощущения ребенка. С помощью наводящих вопросов малыш определит, что делает его язычок (губы), где он находится, какой он (широкий или узкий). Это даст ребенку возможность делать свои первые «открытия», вызовет интерес к упражнениям.

Если у ребенка какое-то движение не получается, можно использовать механическую помощь. Например, помочь поднять язык за верхние зубы с помощью шпателя, чайной ложки или своим пальцем, обернутым в чистый носовой платок.

Упражнения нужно вместе с ребенком, показывая образец, т. к. по подражанию намного легче выполнять задания.

При произнесении звуков требуется направленная воздушная струя, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, т. к. в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык.

К выполнению артикуляционных упражнений предъявляются следующие требования:

1. Выработка умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Средства обучения, как важный компонент процесса обучения
Процесс обучения - сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели - вооружению обучающихся знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию. По утвер ...

Основные задачи курса «Методика физического воспитания и развития детей» в педагогическом колледже
Пидкасистый П.И. (1996) говорил, что совершенствование деятельности специалиста по физической культуре во многом зависит от качества его профессиональной подготовки в колледже или вузе. Основополагаю ...

Методы профессиональной диагностики и профессиональной ориентации
Профессиональная ориентация направлена на оказание помощи выборе профессии в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями и особенностями личности, а также возможностями, которые предст ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru