2. Подражание, когда внимание ребенка фиксируется на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный и слуховой контроль). Этим создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. На этом этапе дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной ладони проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука [ч’] или вибрация голосовых связок при звонких звуках, при этом ладонь нужно положить на шею.
Если ребенок не может выполнить в соответствии с образцом требуемые движения, нужно возвращаться к подготовительному этапу постановки данного звука (артикуляционной гимнастике, дыхательным упражнениям и т. д.). Перед зеркалом ребенку показывают, как правильно произнести звук. Ребенок слышит звучание, видит артикуляцию и пытается воспроизвести этот звук, подражая взрослому. Иногда у ребенка сразу получается правильно произнести звук, но это происходит при условии, что у него уже сформировались речевые средства (мышцы артикуляционного аппарата достаточно подвижны, слуховое внимание).
После освоения общего комплекса артикуляционной гимнастики и гимнастики для данного звука, нужно сделать попытку снова использовать второй способ постановки звука. При возникновении трудностей его используют в сочетании с третьим способом.
3. С механической помощью. Этот способ используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.
Необходимо рассмотреть возможные способы постановки шипящих звуков с механической помощью.
Постановка звука [ш]:
- от звука [с]: предложить ребенку произнести долго с-с-с или слог са и в момент произнесения поднимите его кончик языка с помощью шпателя, зонда или пальца за верхние зубы, на альвеолы. Вместо с-с-с или са послышиться ш-ш-ш или ша. При этом нужно сосредоточить внимание ребенка на верхнем положении кончика языка.
- от звука [р]: затормозить вибрацию кончика языка с помощью зонда или слова «стоп», предложив удержать артикуляцию и запомнить позу. Звук [ш] можно также поставить от шепотного звука [р].
Постановка звука [ж]:
- на базе звука [ш] с помощью вызывания голоса;
- от звука [з] аналогично постановке звука [ш] от [с];
- от звука [р], затормозив вибрацию кончика языка.
Постановка звука [ч’]:
- от звука [ц], отодвинув в момент его произнесения опущенный вниз кончик языка немного назад;
- от звука [т’]: предлагается произнести слог ать и в это время кладется шпатель или зонд под кончик языка, приподнимая его за верхние резцы.
Постановка звука [’]: от звука [с’] аналогично постановке [ч’] от [т’].
Затем уточняют произнесение изолированного звука. Для этого логопед подбирает картинку-символ, с которой будет соотноситься звук (лопнувшая шина - [ш], жук - [ж], поезд - [ч’], змея - [’]). Звук длительно или многократно повторяют, чтобы добиться четкого произношения. При этом привлекается внимание ребенка к правильному звучанию и положению органов артикуляции .
При работе с любым способом постановки следует избегать названия звука, который нужно получить, чтобы ребенок не возвращался к неправильно сформированному стереотипу. Нужно называть звук с помощью звукоподражаний. Каждое занятие следует начинать с уточнения артикуляции и произнесения звука. Это позволяет привлечь внимание детей к правильному положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения.
Статьи по теме:
Типология синестем
Проблема типологии синестем уже несколько десятилетий находится в центре внимания психолингвистов. До сих пор не создана единая типология, нет точных критериев для их выделения, не разведены понятия ...
Противоречивое воспитание
«Такое воспитание может быть обусловлено реализацией разными членами семьи одновременно различных типов воспитания или сменой образцов воспитания по мере взросления ребенка. Противоречивость выступае ...
Рекомендации успешного взаимодействия с подростками
Выслушивая и пытаясь понять своих детей, мы помогаем им осознать важную вещь: этот мир может быть и жестоким, и опасным, но есть люди, на которых можно рассчитывать всегда, при любых обстоятельствах, ...