Упражнение № 14. Игра «Помоги ежику».
Оборудование: ежик без иголок, иголки, фланелеграф.
Логопед выставляет ежика без иголок на фланелеграф.
Инструкция: ежик заболел, у него осыпались все иголки. Сидит ежик и вздыхает ш-ш-ш. Нужно его вылечить. Вспомни и назови слова со звуком [ш], тогда у ежика вырастут новые иголочки.
По мере называния ребенком слов логопед прикрепляет ежику иголки. Если ребенок называет слово без звука [ш], логопед просит исправиться.
Упражнение № 15. Игра «Построй домик мышке».
Оборудование: предметные картинки на прямоугольниках-кирпичиках и на большом треугольнике-крыше (дедушка, шахматы, цыпленок, подушка, катушка, кукушка, заяц, кошелек, капуста, бабушка, лягушка, тележка, скамейка), игрушка мышка, фланелеграф.
Логопед предлагает ребенку построить дом для мышки. Ребенок отбирает кирпичики и прикрепляет их на фланелеграф.
Инструкция: выбери и прикрепи кирпичики и крышу с картинками, в названии которых есть звук [ш], назови картинки.
Предполагаемый результат: дедушка, шахматы, цыпленок, подушка, катушка, кукушка, кошелек, бабушка, лягушка, тележка.
Упражнение № 16. Парные картинки.
Оборудование: пары картинок, логически связанные между собой (кошка – мышка, картошка – мешок, шайба – клюшка, шарф – шапка, шофер – машина, собака – ошейник, курица – петушок, вешалка – шуба, дедушка – бабушка, каша – ложка, корзинка – вишня, платье – шкаф)
Логопед знакомит ребенка с картинками, раскладывая их парами. Потом ребенок отворачивается, а логопед убирает по одной из каждой пары (по четыре картинки). Ребенок должен назвать, какие картинки были связаны с оставленными.
Инструкция: вспомни и назови картинки, которые я убрала.
Предполагаемый результат: мышка, мешок, клюшка, шапка, машина, ошейник, петушок, шуба, бабушка, каша, вишня, шкаф.
3. Автоматизация в словосочетаниях.
Цель: закрепить правильное произношение звука [ш] в словосочетаниях.
Упражнение № 1 - Игра «Рыбалка».
Оборудование: игрушка удочка с магнитом на веревочке, предметные картинки с прикрепленными скрепками, коробка.
Инструкция: лови удочкой картинки и называй, что ты поймала.
Предполагаемый результат: у меня вишенки (катушку, мышь, шубу, мешок, подушку, шкаф, кошку, кукушку, шапку).
Упражнение № 2. Игра «Дашины вещи».
Оборудование: предметные картинки.
Ребенку рассказывают о девочке Даше, у которой есть шапка, шубка, штанишки и башмаки, показывая картинки. Затем просят назвать Дашины вещи, задавая вопросы типа: что это?
Предполагаемый результат: Дашина шапка, Дашина шубка, Дашины штанишки, Дашины башмаки.
Упражнение № 3. Игра «У кого что».
Оборудование: предметные картинки, на которых нарисованы предметы белого цвета, у которых раскрашена одна часть.
Инструкция: посмотри на картинки и назови, у кого что раскрашено.
Предполагаемый результат: у шиповника шипы, у машины шины, у шкафа ножки, у мишки уши, у башни окошки, у кувшина донышко.
Упражнение № 4. Игра «Третий лишний».
Оборудование: предметные картинки.
Логопед раскладывает по три картинки. Ребенок должен выбрать из них лишнюю.
Лиса – кукушка – медведь;
Штаны – сандали – сапоги;
Ананас – банан – вишни;
Шкаф – стакан – сито;
Сок – кофе – каша.
Инструкция: выбери и назови картинку, которая не подходит.
Предполагаемый результат: лишняя кукушка, лишние штаны, лишние вишни, лишний шкаф, лишняя каша.
Упражнение № 5. Игра «Какой? Какая?».
Оборудование: предметные картинки.
Логопед показывает и называет картинки: пушистая кошка, большая шляпа, пшенная каша, сушеный шиповник, шапка-ушанка, плюшевый мишка, большая башня
Инструкция: посмотри на картинку и ответь на вопрос:
- Какая кошка?
- Какая шляпа?
- Какая каша?
- Какой шиповник?
- Какая шапка?
- Какой мишка?
- Какая башня?
Предполагаемый результат: кошка пушистая, шляпа большая, каша пшенная, шиповник сушеный, шапка-ушанка, мишка плюшевый, башня большая.
Упражнение № 6. Игра «Скажи наоборот».
Оборудование: предметные картинки.
Логопед показывает картинки, на которых изображены предметы, отличающиеся по размеру. Логопед называет один предмет, а ребенок – другой.
Инструкция: скажи наоборот.
Бабушка маленькая, а…
Дом маленький, а…
Зайчик маленький, а…
Орешек маленький, а…
Велосипед маленький, а…
Предполагаемый результат: дедушка большой, башня большая, мишка большой, шишка большая, машина большая.
2. Автоматизация в предложениях.
Цель: закрепить правильное произношение звука [ш] в предложениях.
Упражнение № 1 - игра «Магазин».
Оборудование: игрушки (пушка, лиса, мишка, кубики, мышка, машина, петушок, утенок, неваляшка, шишка, кукла, танк).
Инструкция: открылся новый магазин игрушек, купи игрушки, в названии которых есть звук [ш].
Предполагаемый результат: я куплю пушку (пушку, мишку, мышку, машину, петушка, неваляшку, шишку).
Статьи по теме:
Анализ учебно-методической литературы
1) И.Ф. Шарыгин “Задачи по геометрии (Планиметрия)” Книга, состоящая из двух частей, включает более 600 задач по планиметрии. Вторая часть содержит параграф, посвященный теме геометрических мест точе ...
Психолого-педагогические условия изучения
теоретико-литературных понятий
Успешному формированию понятий способствует постановка теоретико-литературных задач на год, на цикл уроков, даже на отдельный урок, лекции и беседы по теоретическим проблемам литературы. Но особенно ...
Оздоровительное
значение подвижных игр
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей. Бла ...