Зарождение воспитания в древнейших государствах и появление первых учителей

Статьи о педагогике » История педагогики и философии образования » Зарождение воспитания в древнейших государствах и появление первых учителей

Страница 1

В глубинах народной памяти зафиксированы вековые обычаи и традиции, в том числе и педагогические, в форме различных видов устного народного творчества: песен, сказок, легенд, былин, поговорок и т. д. Эти формы памяти народа восходят к древним пластам культуры, в которых отражены и взгляды на воспитание, и его практика. Изучение воспитательных традиций каждого народа, отражающих многообразную историю его материальной и духовной жизни, является важным источником в процессе восстановления общей картины истории воспитания и становления педагога, как человека действительно необходимого.

В то время еще отсутствовали специальные формы воспитания и оно не отделялось от совместной жизни детей и взрослых. Таким образом, можно было говорить лишь о тенденциях, которые способствовали зарождению самых примитивных форм воспитания как более или менее организованного процесса. Однако совместный труд детей и взрослых постепенно приобрел со стороны старших обучающе-напрвленный образ действий. Вместе с этим подражание детей поведению взрослых в быту, совместном труде, отражавшееся в играх, способствовало усвоению подрастающими поколениями практических умений и традиций, унаследованных от своих предков. Дальнейшие этапы становления воспитания связаны с общим процессом антропогенеза. В тот период сложилась материнская родовая организация – матриархат. Но специально организованное воспитание в то время по-прежнему отсутствовало. Воспитателями молодежи, как и раньше, выступали старейшие члены родовой общины и семья. То есть эти воспитатели как раз выступали в роли первых педагогов. Основная деятельность учителей того времени заключалась в том, чтобы включить подрастающее поколение в общий быт и подготовить их к будущей взрослой жизни. Далее наряду с подготовкой к жизни в повседневной практической деятельности возникла передача опыта в ритуально-обрядовой форме. Выработанные в ней приемы легли особым пластом в становлении воспитания. В совместной деятельности со взрослыми дети и подростки наблюдали за поведением старших и, постоянно подражая им, приобретали соответствующие умения.

Таким образом, в раннепервобытной общине воспитание еще не выделилось из производственных и бытовых отношений, естественного ритма жизни родового коллектива. В соответствии с условиями существования в общинах вырабатывалась и своего рода программа обучения, включавшая знания и практические умения, необходимые охотнику, землевладельцу, воину и т. д. Аналогичная программа для девушек была ориентирована на домоводство, домашнее ремесло – плетение, ткачество, гончарные работы и т. п. Предусматривалась также физическая и ритуальная подготовка как форма социально-нравственного воспитания. Стихийно сложившиеся формы подготовки детей и подростков к жизни в обществе, неотделимые от производственных и бытовых отношений, оказались в изменявшихся исторических условиях недостаточными. Поэтому постепенно начинают формироваться специальные общественные механизмы воспитания. И в соответствии с этим деятельность воспитателя начинала играть все более важную роль.

Переход от присваивающего хозяйства к производящему, совершившийся в эпоху неолита, кардинально повлиял на все области человеческой жизни, в том числе и на воспитание. В родовых общинах постепенно начали формироваться группы людей, занимавшихся специализированными видами труда. В эпоху неолита зарождается древнейший тип письма, так называемое пиктографическое (от лат. – рисованный красками и греч. – пишу). Письмо в качестве дополнительного к звуковой речи средства общения появилось в эпоху возникновения крупных общностей людей – племен, а затем и их союзов. В жизни людей с течением времени происходили существенные изменения в области воспитания, которые можно обнаружить, в частности, в эволюции инициационных обрядов. В новых инициационных учреждениях стала осуществляться подготовка будущих военачальников, жрецов, врачевателей и т. д. Они, как показывают этнографические данные, представляли собой своего рода закрытые школы. На тот момент истории, педагогами выступали жрецы – «наставники народа». Их деятельность включала в себя обучение мифологии, религии, астрономии, знаниям окружающего мира, военное дело и т. д. Но усилившееся разделение труда, выделение различных ремесел вызвало необходимость специализированного обучения, которое в свою очередь стало приобретать общественное значение. Профессиональная квалификация постепенно становится достоянием семьи и соответствующего социального слоя, тщательно охраняется от «непосвященных», поскольку это важно для семьи и данной социальной группы в целом. В результате семья ремесленника-мастера превращалась в центр профессионального ученичества.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Определение содержания учебных занятий
При подготовке к занятиям учителю необходимо тщательно продумывать вопрос о том, каким конкретно должно быть их содержание и что необходимо усвоить учащимися. Прежде всего, следует конкретизировать о ...

Сущность патриотического воспитания
патриотический воспитание гражданственность дошкольник Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Однако в знач ...

Эффективное письмо
Ценность заметок 1) они убыстряют задачу обзора. Повторное чтение отчетов или деловых книг полностью является тратой ценного времени. Если заметки сделаны хорошо, с ключевыми пунктами и существенными ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru