Правильно. Вот он пес Гав. "Гав, гав! Я пес Гав, я умею считать! Вот спроси: Гав, Гав, сколько у тебя хвостов? – и я отвечу" (от лица персонажа педагог обращается к ребенку).
Ну, спроси: "Гав, Гав, сколько у тебя… хвостов?"
А теперь спроси
1) про уши,
2) про брови,
3) про глаза,
4) про нос,
5) про рот,
6) про лапы.
(На каждый вопрос ребенка педагог отвечает от лица персонажа)
В заключении педагог говорит, что ребенок очень хорошо помогал козленочку отгадывать загадки волшебницы, и она его обязательно расколдует.
Следует отметить, какие типы предложений ребенок использует в речи: простые (нераспространенные, распространенные), сложные (сложносочиненные, сложноподчиненные); количественное соотношение простых и сложных предложений, умение пользоваться союзами, правильность построения и оформления предложений с морфологической и синтаксической точки зрения.
Одним из показателей уровня сформированности грамматического строя языка является владение навыками построения предложения. При обследовании грамматического строя важно установить, какие именно грамматические конструкции, выражающие различные виды связей и отношений, доступны ребенку. С этой целью используют прием составления предложений по предлагаемой ему картинке, в которой "запрограммировано" предложение заданной конструкции.
Прежде всего выявляется умение ребенка построить простое нераспространенное предложение; затем - умение пользоваться простым распространенным предложением, состоящим из 3-4 слов, т.е. с определением, дополнением, обстоятельством (с предлогами и без предлогов). С помощью этого же приема выясняется умение детей строить предложения с однородными членами.
Более сложный вариант этого приема нацелен на выявление возможностей ребенка строить предложения с большим распространением (с 6-7 различными членами), а также изменять структуру исходного предложения.
В процессе обследования необходимо обращать внимание на соотношение простых предложений без распространения и с распространением; количество слов, объединяемых ребенком в предложение; умение выразить в одном предложении различные объективно существующие отношения (объективные действия или обстоятельства, в которых действует субъект, качественную характеристику субъекта).
Результаты обследования, полученные с помощью данных приемов, позволяют оптимальным путем выявить уровень сформированности грамматического строя языка ребенка и могут иметь важное значение в определении конкретных задач обучения.
Показатели речевого развития представлены в таблице 2.
Таблица 2 Показатели и уровни речевого развития старших дошкольников
|
Стороны речи |
Уровни сформированности сторон речи | ||
|
высокий |
средний |
низкий | |
|
Словарь |
Правильное выполнение всех заданий (подбор точных определений, глаголов движения, обобщающего наименования (животные)), синонимов |
Справился с 3 заданиями из 4 (не сумел подобрать синоним к слову) |
Справился с 1-2 заданиями |
|
Грамматика |
Точное формо- и словообразование (правильно выполнил все задания на образование наименований детенышей животных в единственном и множественномчисле, на образование форм родительного падежа мн. числа, существительных в сценке с Гавом) |
В заданиях на формо - и словообразование допустил 3 ошибки (сюда относится образование родительного падежа мн. числа от уменьшительно-ласкательных наименований "носиков", "ротиков") |
Более трех ошибок при наличии правильных ответов, отдельные отказы |
Статьи по теме:
Экологическое воспитание в процессе обучения
Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое восп ...
Методы МПМ
К методам МПМ относятся: 1. Изучение и использование истории развития математики и математического образования(история математики – исторический путь развития математических понятий, методов и языка, ...
Психолого-педагогические и лингвистические основы письменной речи
Современное психологическое и психолингвистическое изучение процесса письма свидетельствует о том, что оно является сложной формой речевой деятельности, включающей большое количество операций различн ...