1. Воспитание, отражая уровень развития общества и культуры и соответствуя им в основных аспектах, носит противоречивый характер в современных условиях и является, с одной стороны, технократическим (прагматическим), и, с другой стороны, гуманистическим (личностно-ориентированным).
Развитие, отражая уровень развития общества и культуры и соответствуя им в основных аспектах, в большей мере несет на себе отпечаток противоположных тенденций в развитии педагогической и психологической науки, в которых явно существуют противоположные подходы к пониманию развития в его взаимосвязи с обучением: с одной стороны, натуралистический подход, подчеркивающий роль наследственности (природы) в развитии человека, и, с другой стороны, социологический подход, подчеркивающий роль среды (общества, воспитания) в развитии человека.
Обучение как отражение противоречий воспитания и развития в современных условиях также обнаруживает в себе противоположные тенденции: во-первых, как традиционные противоположности формального и реального образования; во-вторых, как современные противоположности традиционного и развивающего обучения в различных модификациях.
2. Структура методики обучения истории в российской школе на рубеже XX-XXI вв. может быть подробно охарактеризована в разных дидактических моделях по следующим параметрам процесса обучения: цель - средства, задачи - формы, содержание - методы:
Таблица 1. Дидактические модели по следующим параметрам процесса обучения: цель - средства, задачи - формы, содержание - методы:
|
Параметры |
Многоконцептуальная модель |
Поликонцептуальная модель |
|
I Цель |
Знания, умения, ценности |
Метод и предмет науки |
|
II Задачи |
Систематизация ЗУН |
Введение в науку |
|
III Содержание |
Эпизодический Систематический курс |
Систематический Научный курс |
|
IV Средства |
Психологические |
Логические |
|
V Формы |
Педагогические (предметные) |
Эпистемологические (научные) |
|
VI Методы |
Эмпирические |
Теоретические |
В основе сравнения этих моделей лежит схема сравнения основных дидактических моделей в современном образовании:
Таблица 2. Схема сравнения основных дидактических моделей в современном образовании
|
Параметры |
Традиционная модель |
Развивающая модель |
Гуманистическая модель |
|
I Цель |
Знания |
Умения |
Ценности |
|
II Задачи |
Обучение |
Развитие |
Воспитание |
|
III Содержание |
Сознание (предмет науки) |
Деятельность (метод науки) |
Отношения (образ науки) |
|
IV Средства |
Гносеологические |
Методологические |
Аксиологические |
|
V Формы |
Дидактические |
Психологические |
Педагогические |
|
VI Методы |
"Реальное образование" |
"Формальное образование" |
Личностно-ориентированное образование |
3. Функционально целевые тенденции развития современной методики обучения истории (особенно в старших классах) очень четко прослеживаются на сопоставлении двух подходов: моноконцептуального изучения истории в начальной и основной школе и многоконцептуального изучения истории в средней школе:
Статьи по теме:
Число как мера величины
Развивающее обучение – деятельностный подход организации детей на уроке, о развитии интеллектуальных умений и мышления, о повышении уровня владения учащимися родным языком. Одна из важных особенносте ...
Основные виды педагогической деятельности
Традиционно основными видами педагогической деятельности принято считать преподавание и воспитание. Преподавание – это вид педагогической деятельности, направленный на преимущественно познавательную ...
Понятие дети группы риска
Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда в ...