а) опосредующе-целевая тенденция: взаимосвязь систематического и научного курсов как цели обучения истории и ее отражение во взаимосвязи психологических и логических средств обучения истории;
б) формально-структурная тенденция: взаимосвязь систематизации ЗУН и введения в науку как задачи обучения истории и ее отражение во взаимосвязи педагогических (предметных) и эпистемологических (научных) форм обучения истории;
в) содержательно-методическая тенденция: взаимосвязь систематического и научного курса в содержании обучения истории и ее отражение во взаимосвязи эмпирических и теоретических методов обучения истории.
4. Перспективные тенденции развития современной методики обучения истории отражают уровень развития ее противоречий и могут быть представлены в следующих параметрах:
- Синтез технократического и гуманистического подходов к воспитанию в процессе обучения истории, т.е. развитие прагматического подхода.
- Синтез натурологического и социологического подходов к развитию в процессе обучения истории, т.е. развитие культурологического подхода.
- Синтез традиционного и развивающего подходов к обучению истории, т.е. развитие гуманистического подхода.
Таким образом, многоконцептуальная модель методики обучения истории в старших классах приобретает основные параметры в виде:
- введения в логику исторической науки;
- разработки переходного от систематического к научному вводного курса;
- введения в методологию исторической науки.
Многоконцептуальная модель методики обучения истории позволяет по-новому взглянуть на ряд проблем школьного исторического образования:
Во-первых: проблема ступеней современного школьного исторического образования и переход от линейной к концентрической структуре образования остается до сих пор нерешенной ни содержательно, ни технологически, потому что в нормативных документах (стандарт школьного исторического образования, федеральные и региональные программы для разных ступеней, для разных концентров) не проводится четко различие между пропедевтическим (II-III классы начальной школы), систематическим (V-XI классы основной и средней школы) и научным (вузовским - институтским, университетским) курсом истории. Решению указанной проблемы может помочь методическая модель, выражающая в таблице особенности трех названных курсов:
Таблица 3. Методологическая модель
|
Параметры |
Пропедевтический курс |
Систематический курс |
Научный курс |
|
I Цель |
Эпизод |
Система |
Метод |
|
II Задачи |
Элементы знаний |
Систематизация знаний |
Предмет и метод науки |
|
III Содержание |
Типические эпизод |
Систематизированные знания |
Развитие предмета и метода науки (историография) |
|
IV Средства |
Методика эпизодического курса |
Методика систематического курса |
Методика научного курса |
|
V Формы |
Игра-урок |
Урок-творчество |
Творчество-исследование |
|
VI Метод |
Репродуктивный |
Проблемный |
Исследовательский |
В современной методике обучения истории прослеживаются тенденции смешения трех этих курсов, которые порождают различные психологические и педагогические проблемы: пропедевтический курс преждевременно превращается в систематический и тем самым вырождается в механическое преподавание, или отрывается от систематического курса и вырождается в забаву, в развлечение; систематический курс преждевременно превращается в научный и вырождается в научную забаву, дилетантизм или отрывается от научного курса и вырождается в псевдонаучное механическое занятие. Не претендуя на полное решение указанных проблем, многоконцептуальная модель обучения истории в X-XI классах предлагает сочетание систематического и научного курсов, предотвращающая вырождение систематического курса в дилетантизм или механизм. Опыт многоконцептуальной модели в старших классах может быть использован как логический и методический принцип при создании пропедевтического курса;
Статьи по теме:
Работа учителя логопеда по устранению
дисграфических ошибок у младших школьников в условиях школьного логопункта
Работа учителя - логопеда должна строиться с учётом всех основных принципов: патогенетический принцип (принцип учёта механизма данного нарушения), принципу учёта "зоны ближайшего развития" ...
Музыкальная игра как средство развития художественно-творческих и
музыкальных способностей
Игра рассматривается педагогикой как одно из самых распространенных общепризнанных средств воспитания детей с задержкой психического развития. Игра – один из путей подготовки ребенка к предстоящей ра ...
Закономерности и условия формирования письменной
речи у детей
Как мы уже видели, психологическое содержание процесса письма достаточно хорошо известно психологии, но еще нельзя сказать, что столь же хорошо известны та роль, которую играет каждый из указанных пс ...