Исследование результативности дифференцированного обучения

Статьи о педагогике » Организация дифференцированного обучения на уроках физики » Исследование результативности дифференцированного обучения

Страница 3

В условиях дифференциации обучения увеличивается уровень усвоения учебного материала. Если рассмотреть репродуктивный, частично-реконструктивный, творческий уровни усвоения, то можно наблюдать положительную их динамику.

На репродуктивном уровне происходит усвоение материала, обеспечивающее возможность применить знания в знакомой ситуации: воспроизвести содержание, ре5шить задачи по образцу.

На частично-реконструктивном уровне содержание усвоено настолько, что может быть применено в новой незнакомой ситуации, но близкой к ситуации изучения (ответы на вопросы, требующие переконструирования, выделения новых логических связей и отношений изученного содержания; решение задач, предполагающих видоизменение усвоенных алгоритмов решения).

Творческий уровень обеспечивает применение усвоенного знания в новой, нестандартной ситуации, требует видения новых функций, структуры объекта, нового необычного взгляда на изученное, комбинирования известных способов решения и нахождения нового.

Для фиксации уровней усвоения применяются специальные диагностические контрольные работы, в которые включены задания, рассчитанные на тот или иной уровень усвоения. Ученик знает, какому уровню соответствуют задания, и выбирает те, которые он хочет выполнить. Пример диагностической контрольной работы приведен в приложении.

В повышении качества усвоения содержания учебного материала значительную роль играет мотивация учащихся. Адаптация учебного процесса к особенностям, склонностям, способностям ученика, учет его интересов повышает мотивацию учения. В профильных классах рост мотивации изучения профилирующих предметов связан не только с познавательными интересами, склонностями и способностями учеников, но и с общим интеллектуальным «климатом» в классе, определенной интеллектуальной соревновательностью (кто больше задач решит, кто сделает более содержательный доклад, проведет более интересное исследование). В этих классах проявляется как познавательная мотивация, связанная с желанием больше узнать, большему научиться, так и мотивация достижений, связанная с желанием проявить себя, показать свои возможности, преодолеть трудности и т.д.

В классах коррекции рост мотивации связан с возникновением ситуаций успеха в учебной деятельности учеников, устранением пробелов в знаниях, приобретением общеучебных умений и навыков, способствующих успешному усвоению знаний.

Если у ребенка начинает получаться выполнение необходимых учебных действий, естественно он с большим желанием возьмется за выполнение задания.

Изучение мотивации проводится по ее проявлениям:

- активности учащихся на уроках;

- выполнению ими дополнительных, необязательных заданий;

- использованию дополнительных источников информации (в том числе и сети Интернет) для подготовки к урокам;

- участию во внеурочной проектной деятельности;

- характеру вопросов, задаваемых учениками.

Для фиксации роста мотивации выделяются ее уровни:

низкий (ученик отвечает на уроке, если спросит учитель, дополнительные задания не выполняет, дополнительные источники информации не использует, во внеурочной проектной деятельности не участвует, дополнительные вопросы не задает);

средний (ученик проявляет желание отвечать в 30-50% случаев; дополнительные задания выполняет (3-5 из 10); использует дополнительные источники информации иногда; во внеурочной проектной деятельности участвует, но выполняет поручения инициативной группы; дополнительные вопросы задает в основном уточняющего характера);

высокий (ученик проявляет желание отвечать более чем в 50% случаев; дополнительные задания почти всегда выполняет (6-10 из10): часто использует дополнительные источники информации, задает вопросы, расширяющие и углубляющие изучаемый материал).

При общей тенденции сохранение и усиление мотивации учения в дифференцированных классах наблюдается колебание познавательных интересов к определенным предметам в течение года, связанное с характером изучаемого материала, отношениями с учителем, физическим состоянием ученика. К 7-му классу ярче проявляются предметные склонности учеников дифференцированных классов, когда падение интереса, например, к математике сопровождается ростом интереса к литературе, истории и другим гуманитарным предметам.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Воспитательный и обучающий потенциал игры
Их воспитывающий потенциал всегда зависит, во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр; во-вторых, от того, каким героям подражают дети; в-третьих, о ...

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (I - IV классы школы). Хронологически социально - психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считат ...

Ознакомление с геометрическими фигурами
В средней группе дети уже знакомились с геометрическими фигурами: квадратом, прямоугольником, треугольником, кругом; объемными телами: шаром, кубом, цилиндром. Далее эти знания будут закрепляться и у ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru