Разработки сюжетно-ролевых игр, используемых на формирующем этапе эксперимента, представлены в приложении 6.
Для определения эффективности реализованных мероприятий нами был проведен контрольный этап эксперимента.
Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования игровых умений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня развития игровых умений у детей. Результаты оценки выполнения контрольных заданий отражены в таблице 3.
Таблица 3
Оценка уровня сформированности игровых умений в контрольной и экспериментальной группах
|
Группы |
Всего чел. |
Умение предложить новый замысел для игры |
Умение быстро адаптироваться в сложившейся ситуации |
Умение предложить новое использование для известного объекта |
Вариативность, т. е. умение предложить различные идеи в той или иной ситуации | ||||||||
|
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 | ||
|
Экспериментальная |
10 |
7 |
3 |
- |
4 |
6 |
- |
7 |
3 |
- |
5 |
4 |
1 |
|
Контрольная |
10 |
2 |
5 |
3 |
2 |
4 |
4 |
2 |
4 |
4 |
2 |
5 |
3 |
Данные таблицы показывают, что проведение формирующего этапа эксперимента позволило в экспериментальной группе уменьшить диапазон колебания баллов по сравнению с этапом констатации. Дети легче адаптировались в условиях поставленной задачи. Нетрадиционные отношения взрослого с ребенком, нестандартная обстановка проведения эксперимента - все это способствовало легкости принятия детьми контрольных заданий, появлению эпизодических выходов за рамки стереотипических способов выполнения задания, желанию выполнить задание с положительным результатом.
Активизирующее вмешательство взрослого толкало детей к новым решениям, возникающих в игровой деятельности. Предоставление свободы в организации игровой деятельности способствовало налаживанию дружеских отношений между детьми. В таких условиях дети меньше конфликтовали друг с другом, более того, пытались участвовать в решении общих проблем. Их объединяла и общая идея создать интересную игру, и эмоциональный подъем, связанный с ощущением причастности к тому, чего невозможно достичь в индивидуальной деятельности.
Статьи по теме:
Понятие «детская игра» в психолого-педагогической литературе
Дети, детство, игра. Эти понятия на первый взгляд многим кажутся ясными и неотделимыми. Все так просто: если ребенок здоров, он, естественно, играет. Однако непосредственный опыт не всегда хороший со ...
Изучение явления синестезии в методике русского языка
На современном этапе лингвистических исследований развитие научных взглядов привело к расширению представлений о формировании языковой картины мира человека. Большой интерес к себе вызвала проблема и ...
Идея народности воспитания - центральная идея педагогической теории
В педагогической системе великого русского педагога Ушинского К.Д. ведущее место занимает его учение о цели, принципах и сущности воспитания. Важнейшим звеном нравственного совершенствования личности ...