В качестве результатов контрольного эксперимента приводятся данные, полученные в конце восьмого класса, в конце 9-го и конце 10-го класса. Таким образом, это даёт нам возможность отследить эффективность профориентационной программы на каждом этапе её реализации.
Нализ результатов контрольного эксперимента проводится на основе сравнения разницы средних показателей всех параметров профессиональной готовности по методике А.П. Чернявской (в конце каждого этапа формирующего воздействия) и контент-анализу мотивов выбора в конце 9-го класса, а также по анализу различий распределения учащихся по уровням профессиональной готовности.
Результаты средних показателей, полученных по методике А.П. Чернявской и с помощью контент-анализа, показывают, что инновационная профориентационная психологическая программа (ИППП) значительно повышает мотивационную готовность к осознанному профессиональному выбору. Это проявляется в значимых различиях (p ≤ 0,05-0,001) показателей мотивации у учащихся 9-х классов в экспериментальной и контрольной группах:
по определённости (сделан определённый выбор) (р ≤ 0,05);
по полимотивированности (р ≤ 0,001);
по представленности категорий "хочу"-"могу"-"должен", значимо различается категория "должен" (р ≤ 0,05);
по соотношению внутренних и внешних мотивов значимо различается количество внутренних мотивов (р ≤ 0,05).
В конце 8-го класса значимых различий по уровню готовности не выявилось.
Кроме того, профориентационная программа повышает уровень формирования готовности к осознанному профессиональному выбору (по информированности, автономности, умению принимать решение, планировать профессиональную карьеру и по эмоциональной включённости в ситуацию выбора).
Достоверные различия (p ≤ 0,05-0,01) отмечаются между средними показателями экспериментальной и контрольной группы по следующим показателям:
1) по уровню общей готовности в 9-х и 10-х классах;
2) по информированности и планированию в 9-х классах;
3) по автономности и эмоциональной включённости в 10-х классах.
Было также проанализировано влияние ИППП на готовность к осознанному выбору (по тем же показателям) по сравнению с влиянием традиционных программ по профориентации. С этой целью было проведено дополнительное исследование в школах, где такие программы проводятся. Результаты выявили значимые различия (р ≤ 0,05) по показателям информированности и планирования.
Результаты формирующего эксперимента
Чтобы оценить степень влияние профориентационной программы на сформированность информационной, практической и ценностной готовности к профессиональному выбору (по методике А.П. Чернявской) и на сформированность мотивационной готовности (методом контент-анализа), представим результаты средних уровней готовности учащихся 9-х классов по той и другой методике (рис. 3.2).
Анализ рисунка позволяет сделать следующие выводы:
- в начале формирующего эксперимента средний уровень профессиональной готовности в экспериментальной и контрольной группах не отличаются между собой;
Статьи по теме:
Лингвистические и психолого-педагогические основы формирования лексико-грамматического
строя речи в норме
Слово рассматривается в лингвистике как минимальная единица оценки, которая служит для наименования предметов, явлений, процессов, свойств, и работа над словом является одной из важнейших в общей сис ...
Особенности проведения кружка «Изонить»
Хорошо организованная, продуманная деятельность ребенка в кружке помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задач ...
Кружок как основная форма организации технического творчества
Наиболее распространенной групповой формой организации внеклассной работы является кружок – добровольное объединение учащихся, проявляющих повышенный интерес к определенной области знаний и стремящих ...