Принципы дидактики в обучении математике

Страница 1

Методика не только использует достижения дидактики для усовершенствования учебного процесса, но и сама оказывает влияние на развитие дидактики

МПМ, решая свои задачи, учитывает основные общедидактические закономерности обучения:

обусловленность учебно-воспитательного процесса потребностями общества;

взаимосвязь обучения, образования, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе;

зависимость результатов учебно-воспитательной деятельности от реальных возможностей учеников;

зависимость обучения и воспитания от условий, в которых они протекают;

взаимосвязь воспитания и обучения;

взаимозависимость целей, содержания, методов, средств и форм;

зависимость результатов учебно-воспитательной деятельности от оптимального влияния всех элементов учебно-воспитательного процесса.

МПМ, как и каждая методика, опирается на дидактические принципы. Она представляет собой наиболее общее нормативное знание того, как надо строить, осуществлять и усовершенствовать обучение, развитие и воспитание учеников. Рассмотрим систему принципов, разработанных дидактикой, и наметим основные требования к процессу обучения математике, которое вытекает из каждого принципа. Принципы направленности обучения на комплексное решение задач образования, воспитания и общего развития учащихся:

добиваться того, чтобы каждый ученик овладел знаниями, умениями и навыками, зафиксированными в программе по математике;

осуществлять мировоззренческую направленность школьного курса математики;

проводить работу по моральному, трудовому, эстетическому воспитанию учащихся средствами математики, осуществлять профориентацию;

развивать мышление, устную и письменную речь учащихся;

проводить работу по овладению логическими операциями, суждениями, логическими выводами;

развивать в процессе изучения школьного курса математики представления, память, внимание учащихся, их волю, эмоции, интерес, способности.

Принцип научности:

содержание школьного курса математики должно в большей степени отвечать уровню современной математической науки;

знакомить учащихся с эмпирическими, логическими и математическими методами научного познания;

учить школьников замечать и обосновывать математические закономерности;

внедрять в учебный процесс элементы проблематичности, метода исследования;

раскрывать динамику развития самой науки математики;

следить за правильностью формулировок при определении математических понятий, построении доказательств, решении задач;

приучать учащихся критически относится к каждому суждению, не считать доказанным то, что не обосновано; различать определения, теоремы и признаки.

Принцип активности, самостоятельности и самоосознанности:

воспитывать у школьников ответственное отношение к учебе как к одному из главных путей формирования самоосознанности учения;

добиваться глубокого осмысления учебного материала, вырабатывать умения использовать математические знания на практике;

помогать ученикам выявлять и исправлять математические и логические ошибки; обучать их навыкам самоконтроля;

внедрять различные способы и приемы обучения для того, чтобы обеспечить активное участие в учебной работе учеников с различными типами запоминания, мышления с разными интересами и способностями;

шире внедрять в процесс обучения математике эвристическую беседу, создавать проблемные ситуации;

использовать различные виды взаимопомощи при учении;

расширять формы и методы самостоятельной работы учащихся;

учить школьников использовать рациональные приемы организации учебной деятельности, умению составлять план доказательства теоремы, план ответа и т.д.;

не допускать чрезмерной опеки учащихся;

учить приемам развития памяти, рационального логического заучивания, сравнения, аналогии, классификации и систематизации изучаемого материала.

Принцип систематичности и последовательности:

выделение системы понятий и наиболее важных правил, теорем, которые составляют основу изучаемого материала, определение места данного материала в системе математических знаний;

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Формирование целостной картины мира
Как же сформировать у ребенка целостную картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может быть даже заинтересуется, но не сможет соединить свои новые зн ...

Организационные процессы
Система управления в организации, ход властных и информационных потоков. Высшим должностным лицом МОУ СОШ № 10 является директор. Он принимает решения, которые разрабатываются совместно с Управленчес ...

Особенности гуманистического подхода в воспитании и обучении
В середине 20 века, правда, обнаружилось, что академический уровень знаний школьников, а также их нравственное развитие невысоки, что считали следствием прагматизма. Научно-техническая революция треб ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru